ЕГЭ
Русский язык
27 февраля 2025
15 минут чтения
27 февраля 2025
15 минут чтения

Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (2025)

ЕГЭ по русскому языку включает в себя написание сочинения – самого сложного и «дорогого» задания. Именно за сочинение можно получить наибольшее количество баллов, поэтому к нему нужно готовиться заранее. Хорошая новость: структура сочинения чётко определена, и при достаточной практике вы запомните её «как свои пять пальцев».

Ниже рассмотрим полный пример сочинения с разбором, критерии оценивания (2025), а также детально разберём каждую часть сочинения – от вступления до вывода. Советы и рекомендации основаны на специализированных источниках по подготовке к ЕГЭ.

Пример сочинения с разбором

Задание (пример): Напишите сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
Проблема текста: "Почему самопожертвование может стать долгом для солдата?"
Сформулируйте позицию автора по данной проблеме и выскажите своё согласие или несогласие с ней, подкрепив аргументацию примером из литературного, исторического или личного опыта.

Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела. Мы несём от неё немалые потери, — сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. Нужно эту батарею уничтожить. Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями. Тумик первый сказал, что согласен. Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра.

По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью. Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся. Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду — коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами. Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня». Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. Отец — это был родной дом, детство и школа, девушка Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки. Они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. Это была его Отчизна! И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени. Недаром же я жил на земле, — сказал он себе. Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. Но он ничего не сказал. У Корнева были жена и маленький сын. Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови...

Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды. Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом: — Ну, Корнев, тащи. У Корнева были жена и маленький сын... Они обнялись, поцеловались. На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, — ребята говорили, что вышел отлично. И Корнев ушёл. Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край — снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны...

(По В. А. Каверину*)
*Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».

Пример сочинения (на максимальный балл):

Вступление

Тема воинского долга и самопожертвования остаётся актуальной во все времена. Особенно остро этот вопрос встаёт в военное время, когда от решения отдельного человека может зависеть судьба многих. В предложенном тексте В. А. Каверин размышляет над тем, почему солдат может принять решение пожертвовать собой ради общей победы.

Комментарий

Первый пример-иллюстрация:

Отнюдь не случайно комиссар предваряет примером вопрос о готовности Корнева и Тумика пожертвовать собой: "Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни."

Пояснение к первому примеру: Очевидно, автор текста желает сказать, что к самопожертвованию человек идёт, знакомясь с примерами героических поступков.

Второй пример-иллюстрация:

Каверин открывает читателю размышления Тумика накануне трагического дня, когда он, Тумик, сознательно откажется от своей жизни ради отца, "родного дома", "девушки Шуры", "настоящей дружбы навеки" с Мишей Рубиным, ради фронтового товарища Корнева, у которого "были жена и маленький сын".

Пояснение ко второму примеру: Через размышления Тумика автор показывает, что человек, готовясь к трагическому отказу от жизни, нуждается во внутреннем обосновании своего поступка.

Смысловая связь между примерами:

Таким образом, пользуясь этими примерами, автор объясняет, что есть две силы, влияющие на решение солдата жертвовать собой: героические примеры и внутренний выбор.

Позиция автора

Каверин считает, что война - это трагическое событие для всех, кто в неё втянут. Каждый воин должен быть готов принять смерть. В некоторых ситуациях самопожертвование становится необходимостью для солдата, так как нет иного способа получить преимущество над врагом. Отказ от собственной жизни в борьбе с врагом имеет смысл, потому что главной целью для скреплённых воинским долгом людей становится общая победа. Общая победа важнее, ценнее, чем отдельная жизнь. Такова страшная и противоестественная "цена" любой войны.

Согласие либо несогласие с автором. Обоснование

Невозможно спорить с автором: Каверин видел войну собственными глазами, и этот жизненный опыт отражён в прочитанном мною тексте. Подвиги Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской и многих других подтверждают страшный закон войны.

Разбор: В данном сочинении автор начинает с формулировки проблемы текста, задавая вопросы, которые ставит Каверин. Это хороший прием, позволяющий сразу обозначить тему рассуждения.

Далее следует комментарий к тексту: два примера-иллюстрации (рассказ о том, как комиссар напоминает о подвиге панфиловцев и размышления Тумика перед выполнением задания) с пояснениями к каждому. Автор сочинения показывает, почему в тексте воины готовы пожертвовать собой (под влиянием героических примеров и внутреннего выбора). Примеры связаны общей идеей: оба иллюстрируют факторы, влияющие на решение солдата жертвовать собой.

После комментария формулируется позиция автора: Каверин считает, что в условиях войны самопожертвование может стать необходимостью для солдата, когда нет иного способа получить преимущество над врагом, и общая победа становится важнее отдельной жизни.

В заключительной части выражается собственное отношение к позиции автора: ученик соглашается с мнением Каверина и приводит аргументацию из исторического опыта, упоминая подвиги реальных героев (А. Матросова, Н. Гастелло, З. Космодемьянской), которые добровольно пожертвовали жизнью ради Родины.

Итог: Приведённое сочинение соответствует всем требованиям ЕГЭ: в нём сформулирована проблема текста, дан комментарий с двумя примерами-иллюстрациями и пояснениями к ним, указана смысловая связь между примерами, чётко обозначена позиция автора и выражено собственное отношение с аргументом. Объём сочинения составляет около 270 слов, что превышает минимальное требование в 150 слов.

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2025

Эксперты ЕГЭ проверяют сочинение по 10 критериям, разбитым на три блока: содержание (К1–К3), речевое оформление (К4–К6) и грамотность (К7–К10). Максимально за сочинение можно получить 22 балла. Важное изменение в 2025 году: проблема текста теперь указывается в задании, и учащимся не нужно формулировать её самостоятельно.

Ниже приведена таблица с основными критериями и их весом (первые 3 критерия – содержание ответа – особенно важны):

КритерийЧто проверяетсяМакс. баллы
К1. Позиция автораПравильно ли сформулирована позиция автора (рассказчика) по проблеме, указанной в задании.1 балл
К2. КомментарийКомментарий к позиции автора с опорой на текст: 2 примера-иллюстрации с пояснениями к ним и указанием смысловой связи между примерами.3 балла
К3. Собственное отношениеСформулировано и обосновано собственное отношение к позиции автора с приведением примера-аргумента.2 балла
К4. Фактическая точностьОтсутствие фактических ошибок в тексте.1 балл
К5. Логичность речиЛогичность и последовательность изложения, отсутствие логических ошибок.2 балла
К6. Этические нормыСоблюдение этических норм (отсутствие высказываний, нарушающих законодательство РФ).1 балл
К7. ОрфографияСоблюдение орфографических норм (0 ошибок – 3 балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл).3 балла
К8. ПунктуацияСоблюдение пунктуационных норм (0 ошибок – 3 балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл).3 балла
К9. ГрамматикаСоблюдение грамматических норм (0 ошибок – 3 балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл).3 балла
К10. Речевые нормыСоблюдение речевых норм (0 ошибок – 3 балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл).3 балла

Важно: Если позиция автора по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, критерии К2 и К3 оцениваются в 0 баллов. Иными словами, неверно поняв позицию автора, ученик рискует автоматически потерять баллы по ключевым критериям.

Разбор частей сочинения ЕГЭ

Как следует из критериев, структура сочинения включает несколько обязательных частей. Рассмотрим план сочинения и рекомендации к каждому элементу на примере сочинения о самопожертвовании солдата:

1. Вступление: работа с проблемой текста

В ЕГЭ 2025 года проблема текста указывается в задании, поэтому учащимся не нужно формулировать её самостоятельно. Однако важно грамотно начать сочинение, показав понимание заданной проблемы. В нашем примере проблема указана в задании: "Почему самопожертвование может стать долгом для солдата?" Вступление можно построить, переформулировав проблему и показав её актуальность.

Совет: Хотя проблема уже дана в задании, важно показать её понимание во вступлении. Можно расширить контекст проблемы, указать на её значимость или связь с современностью. В нашем примере можно отметить вечную актуальность темы воинского долга и самопожертвования.

2. Комментарий: примеры и пояснения из текста

Комментарий – это анализ того, как автор раскрывает проблему в тексте. В нашем примере комментарий включает два ключевых примера-иллюстрации:

Первый пример: "Комиссар предваряет примером вопрос о готовности Корнева и Тумика пожертвовать собой: 'Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни.'"

Пояснение: "Очевидно, автор текста желает сказать, что к самопожертвованию человек идёт, знакомясь с примерами героических поступков."

Второй пример: "Каверин открывает читателю размышления Тумика накануне трагического дня, когда он, Тумик, сознательно откажется от своей жизни ради отца, 'родного дома', 'девушки Шуры', 'настоящей дружбы навеки' с Мишей Рубиным, ради фронтового товарища Корнева, у которого 'были жена и маленький сын'."

Пояснение: "Через размышления Тумика автор показывает, что человек, готовясь к трагическому отказу от жизни, нуждается во внутреннем обосновании своего поступка."

Важнейший элемент комментария – смысловая связь между примерами. В нашем сочинении она сформулирована так: "Таким образом, пользуясь этими примерами, автор объясняет, что есть две силы, влияющие на решение солдата жертвовать собой: героические примеры и внутренний выбор."

Важно: Комментарий должен анализировать текст, а не просто пересказывать его. Обратите внимание, как в примере автор не просто цитирует текст, но объясняет, что хотел показать Каверин этими эпизодами.

3. Позиция автора: что думает автор?

После комментария необходимо чётко сформулировать позицию автора по указанной проблеме. В нашем примере позиция Каверина изложена развёрнуто: "Каверин считает, что война - это трагическое событие для всех, кто в неё втянут. Каждый воин должен быть готов принять смерть. В некоторых ситуациях самопожертвование становится необходимостью для солдата, так как нет иного способа получить преимущество над врагом. Отказ от собственной жизни в борьбе с врагом имеет смысл, потому что главной целью для скреплённых воинским долгом людей становится общая победа. Общая победа важнее, ценнее, чем отдельная жизнь. Такова страшная и противоестественная 'цена' любой войны."

Совет: Формулировка позиции автора должна напрямую отвечать на вопрос, поставленный в проблеме. В нашем примере автор сочинения объясняет, почему, по мнению Каверина, самопожертвование становится долгом для солдата.

4. Собственное отношение и аргументация

В заключительной части необходимо выразить своё отношение к позиции автора и подкрепить его аргументом. В нашем примере автор сочинения соглашается с Кавериным: "Невозможно спорить с автором: Каверин видел войну собственными глазами, и этот жизненный опыт отражён в прочитанном мною тексте."

В качестве аргумента приводятся исторические примеры: "Подвиги Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской и многих других подтверждают страшный закон войны." Это удачный аргумент, поскольку он напрямую связан с проблемой самопожертвования солдат и опирается на реальные исторические факты.

Важно: Аргумент должен быть конкретным и убедительным. Упоминание реальных героев, совершивших подвиги самопожертвования, логично подкрепляет согласие с позицией Каверина о том, что самопожертвование может стать долгом для солдата.

Проверка сочинения на соответствие критериям

Проверьте своё сочинение на нашем сайте

Написали сочинение и хотите узнать, насколько оно соответствует критериям ЕГЭ? На нашем сайте вы можете бесплатно проверить своё сочинение на соответствие всем описанным выше критериям.

Наш сервис проанализирует ваш текст и предоставит подробный отчёт по каждому из 10 критериев оценивания, включая:

  • Корректность формулировки позиции автора
  • Качество комментария и примеров
  • Обоснованность собственного отношения
  • Логичность и связность текста
  • Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки

Кроме того, вы получите конкретные рекомендации по улучшению сочинения и повышению итогового балла.

Заключение

Подводя итог, при подготовке к сочинению ЕГЭ 2025 года важно помнить, что проблема текста теперь указывается в задании. Это позволяет сосредоточиться на более глубоком анализе текста и аргументации своей позиции. Как мы увидели на примере сочинения о самопожертвовании солдата, чёткая структура помогает последовательно раскрыть тему и выразить своё отношение к ней.

Обратите внимание, как в нашем примере автор сочинения:

  • Начал с актуализации заданной проблемы, показав её значимость и связь с современностью
  • Привёл два ярких примера из текста Каверина (рассказ комиссара о панфиловцах и размышления Тумика), показав их связь
  • Чётко изложил позицию автора о том, что самопожертвование становится долгом солдата, когда общая победа важнее отдельной жизни
  • Подкрепил своё согласие с автором конкретными историческими примерами героев (Матросов, Гастелло, Космодемьянская)

Работая над сложными морально-этическими темами, подобными самопожертвованию, важно избегать поверхностных суждений. Как показывает наш пример, глубокое понимание авторской позиции и продуманная аргументация собственного мнения – ключ к высокому баллу.

Тренируйтесь анализировать тексты разных типов, особенно те, что затрагивают сложные нравственные проблемы. Теперь, когда проблема даётся в задании, у вас есть больше времени на качественный анализ текста и подбор аргументов. Обязательно практикуйтесь писать полные сочинения в условиях, близких к экзамену – по таймеру и объёму.

Помните: успешное сочинение – это не только соблюдение формальной структуры, но и глубина мысли, искренность позиции и убедительность аргументации. Как показывает разобранный пример, даже о таких трагических темах, как война и самопожертвование, можно написать содержательное и логичное сочинение, заслуживающее высокого балла.