Русский характер! (2)Поди-ка опиши... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту А. Н. Толстова
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его... (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть. (5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро. (6)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. (7)Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием — гордись...» (8)Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит. (9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев. — (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню — он и хобот задрал, как даст в третий — у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх... (11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. (13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт... (16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. (19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце. — (21)Бывает хуже,— сказал он,— а с этим жить можно. (22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему. (23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошёл к генералу. (25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. — (26)Но вы же инвалид,— сказал генерал. — (27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью! (28)То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дрёмов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами. (29)Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота. * Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) — русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Что такое русский характер и как он проявляется в человеке, особенно в тяжёлых судьбоносных испытаниях? Автор текста А. Н. Толстой поднимает проблему истинной сути личности, освободившейся от внешней мишуры под натиском войны и опасности. Вступая в суть рассказа, он отмечает, что военные испытания стирают поверхностные черты, оставляя только ядро, которое является истинной красотой человека. По мнению автора, русскому характеру свойственно преображение под давлением обстоятельств, когда лишения и страдания позволяют человеку раскрыть лучшие качества – мужество, преданность, стойкость и способность преодолевать любые невзгоды. Одним из ярких примеров служит образ, описанный строкой: «На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро». Эта метафора подробно показывает, что суровые условия войны очищают личность, оставляя только самое главное и ценное. Вторым примером является история лейтенанта Егора Дрёмова, который, несмотря на ужасы боевых действий, получил огромные физические повреждения, но не утратил свою волю к жизни, а, наоборот, стремился вернуться в строй, несмотря на признанный статус инвалида. Этот пример иллюстрирует, как истинное достоинство и внутренняя сила преобладают над физическими недостатками. Связь между приведёнными примерами заключается в причинно-следственных отношениях: первый пример даёт общее описание процесса очищения личности под воздействием войны, а второй – конкретное подтверждение этого процесса через судьбу лейтенанта, что позволяет глубже осознать истинную суть русского характера. Таким образом, автор показывает, что испытания и трудности превращают простого человека в образец преданности и мужества, чему наглядно свидетельствует его повествование. Лично я полностью поддерживаю позицию А. Н. Толстого. Считаю, что именно в моменты испытаний проявляются истинные достоинства личности, продолжая традиции русского народа, обладающего своеобразным внутренним стержнем. Примером из русской литературы является князь Андрей Болконский из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, который, столкнувшись с трагедиями войны, обретает мудрость и стойкость, демонстрируя, что истинная сила характера рождается в борьбе с жизненными невзгодами.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора по проблеме сформулирована чётко: отмечено, что военные испытания обнажают истинное ядро личности.

К2
3 / 3

Позиция автора прокомментирована с использованием двух примеров (метафора очищения личности и история лейтенанта Егора Дрёмова) с пояснениями и указанием причинно-следственной связи между ними.

К3
2 / 2

Собственное отношение сформулировано и обосновано, приведён пример из классической литературы (князь Андрей Болконский) в поддержку своей позиции.

К4
1 / 1

Фактические ошибки отсутствуют; информация соответствует исходному тексту.

К5
2 / 2

Речь логична и последовательна, структура сочинения четкая, переходы между частями выполнены корректно.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены; никаких примеров экстремистского или неприемлемого содержания не обнаружено.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не выявлено.

К8
3 / 3

Пунктуация соблюдена без ошибок.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не обнаружено.

К10
3 / 3

Речевые ошибки отсутствуют, текст соответствует нормам современного русского литературного языка.

Ваше сочинение демонстрирует глубокое понимание проблемы, поставленной в исходном тексте, и точно отражает позицию автора. В начале работы Вы чётко сформулировали, что, по мнению А. Н. Толстого, военные испытания очищают человека, оставляя в нем лишь истинное ядро – сущность, свободную от внешних условностей. Далее Вы проиллюстрировали эту мысль двумя удачными примерами: во-первых, приведённой метафорой, где условия войны «смывают» поверхностные черты личности, и, во-вторых, судьбой лейтенанта Егора Дрёмова, который, несмотря на физические повреждения, сохраняет волю к жизни и стремится восстановить свою боеспособность. Вы также смогли логично соединить оба примера, объяснив, что первый пример даёт общее представление об очищении личности, а второй – конкретно подтверждает этот процесс. В заключительной части сочинения Вы ясно изложили своё отношение, подкрепив его примером из мировой литературы – образом князя Андрея Болконского, что служит убедительным аргументом в поддержку позиции автора. Текст не содержит фактических, орфографических, пунктуационных, грамматических или речевых ошибок, речь выстроена логично и соответствует нормам современного русского литературного языка. Работа заслуживает высшей оценки по всем критериям. Рекомендация для дальнейшего улучшения – можно добавить ещё немного анализа каждого примера для более подробного освещения их значимости, однако и в текущем варианте сочинение выполнено на высоком уровне.