Капитан Сумсков бегло оглядел... - сочинение ЕГЭ

20/22 баллов
По тексту М.А Шолохова
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)Капитан Сумсков бегло оглядел построившихся красноармейцев и, слегка волнуясь, сказал: – Товарищи! (2)Получен приказ: занять оборону на высоте, находящейся за хутором, на скрещении дорог. (3)Оборонять высоту до подхода подкреплений. (4)Задача ясна? (5)За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка, надо сохранить и честь полка. (6)Держаться будем до последнего! (7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и, оживлённо блестя глазами, сказал: – В бой идти со знаменем – это подходяще, а уж отступать с ним – просто не дай бог! (9)Как предполагаешь, устоим? (10)Николай решительно кивнул. – (11)Надо устоять! (12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев. (13)А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож! (14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы… (15)Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей небольшой плотно сбитой фигурке. (16)Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17)Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце. (18)И он вспомнит и подумает о своих осиротелых детишках не в последнюю минуту, а после того, как отбросят немцев от безымянной высоты. (19)А сейчас автоматчику Николаю Стрельцову надо плотнее сжать губы и постараться думать о чём-либо постороннем, так будет лучше… (20)Николай всё же не выдержал искушения, оглянулся: мальчик, пропустив колонну, всё ещё стоял у дороги, смотрел красноармейцам вслед и робко, прощально помахивал поднятой над головой загорелой ручонкой. (21)И снова, так же как и утром, неожиданно и больно сжалось у Николая сердце, а к горлу подкатил трепещущий горячий клубок. (22)Жара ещё не спала. (23)Солнце по-прежнему нещадно калило землю. (24)И вот наступили те предшествующие бою короткие и исполненные огромного внутреннего напряжения минуты, когда учащённо и глухо бьются сердца и каждый боец, как бы много ни было вокруг него товарищей, на миг чувствует ледяной холодок одиночества и острую, сосущую сердце тоску. (25)Танки повели с ходу пушечный огонь. (26)Снаряды ложились, не долетая высоты. (27)Первый танк остановился, не дойдя до группы терновых кустов, второй вспыхнул, повернул было обратно и стал, протянув к небу дегтярно-чёрный, чуть колеблющийся дымный факел. (28)На флангах загорелись ещё два танка. (29)Бойцы усилили огонь, стреляя по пытавшейся подняться пехоте противника, по щелям, по выскакивавшим из люков горевших машин танкистам. (30)Придавленная пулемётным огнём, пехота противника несколько раз пыталась подняться и снова залегала. (31)Наконец она поднялась, короткими перебежками пошла на сближение, но в это время танки круто развернулись, двинулись назад, оставив на склоне шесть догорающих и подбитых машин. (32)Откуда-то, словно из-под земли, Николай услышал глухой ликующий голос Звягинцева: – Здорово мы их! (33)Пускай опять идут, мы их опять! (34)Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды из фляги, посмотрел на часы. (35)Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть. (36)Ещё раз глотнув воды, Николай с сожалением отнял от пересохших губ фляжку, осторожно выглянул из окопа. (37)В ноздри его ударил тяжёлый запах горелого железа и бензина, смешанный с горьким, золистым духом жжёной травы. (38)Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные остовы неподвижных танков. (39)Николай не услышал потрясшего землю, обвального грохота взрыва, не увидел тяжко вздыбившейся рядом с ним большой массы земли. (40)Сжатая, тугая волна горячего воздуха смахнула в окоп насыпь переднего бруствера, с силой откинула голову Николая. (41)Очнулся Николай, когда самолёты, с двух заходов ссыпав свой груз, давно уже удалились и немецкая пехота, начав третью по счёту атаку, приблизилась к линии обороны почти вплотную, готовясь к решающему броску. (42)Вокруг Николая гремел ожесточённый бой. (43)Из последних сил держались считаные бойцы полка; слабел их огонь: мало оставалось способных к защите людей; уже на левом фланге пошли в ход ручные гранаты; оставшиеся в живых уже готовились встречать немцев последним штыковым ударом. (44)Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого снарядом окопа раненый капитан Сумсков… (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском: – Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни! * Михаил Александрович Шолохов (1906–1984) – русский советский писатель, киносценарист, журналист, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Что важнее – личные чувства или священный долг перед Родиной? Михаил Шолохов в отрывке демонстрирует, что даже в самые страшные моменты войны честь полка и выполнение воинского долга должны оставаться главными ориентиром. В условиях жестокого боя, когда солдаты сталкиваются с невыразимыми потерями и давлением, коллективный дух и моральные устои играют решающую роль. Капитан Сумсков, командир полка, с явной решимостью обращается к своим бойцам, напоминая: «За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка, надо сохранить и честь полка. Держаться будем до последнего!». Эти слова становятся не только командой, но и моральным наставлением, подтверждая, что ответственность перед общим идеалом важнее любых личных утрат. Помимо этого, внимание автора переключается на внутренний мир одного из бойцов – Николая. Когда он видит мальчика, напоминающего ему о собственном сыне, его сердце начинает испытывать боль и нежелательные воспоминания. Однако, осознавая, что перед боем недопустимо отвлекаться на личные переживания, Николай сдерживается, понимая: duty and honor cannot be compromised by личные эмоции. Таким образом, Шолохов показывает, что моральная стойкость и способность отделить личное от общественного долга являются необходимыми качествами настоящего воина. Эти две иллюстрации – коллективное военное задание капитана Сумскова и внутренняя борьба Николая – тесно взаимосвязаны посредством пояснения: первая демонстрирует общий патриотический настрой, а вторая – конкретную индивидуальную жертву, позволяющую сохранить этот настрой. Обе они подтверждают, что долг и честь превыше личных чувств, ведь именно так можно добиться победы в условиях крайней опасности. Лично я полностью разделяю позицию автора, поскольку верю, что истинная сила личности проявляется в способности оставить свои личные страдания на заднем плане ради высшей цели. В качестве примера из русской литературы можно привести князя Андрея Болконского из романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Несмотря на горечь утрат и глубокие личные драматические переживания, он остается верен своему воинскому долгу, что и позволяет ему проявить подлинное мужество на поле боя. Таким образом, долговременная преданность идеалам чести и ответственности становится залогом победы как на личном, так и на коллективном уровне.

Итоговая оценка

20 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора сформулирована верно: долг и честь полка превыше личных чувств.

К2
3 / 3

Приведены две иллюстрации из текста (призыв капитана Сумскова и внутренний конфликт Николая) с пояснениями и указана их смысловая связь.

К3
2 / 2

Сформулировано и обосновано личное отношение с приведением примера-аргумента из классической литературы.

К4
1 / 1

Фактические ошибки отсутствуют.

К5
2 / 2

Речь логична, идеи выстроены последовательно.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуация оформлена корректно.

К9
2 / 3

Найдена грамматическая ошибка – несогласование: "главными ориентиром" должно быть исправлено (либо на "главным ориентиром", либо во множественном числе: "главными ориентирами").

К10
2 / 3

Нарушение речевых норм – использование английской фразы в основном тексте. Рекомендуется использовать русский эквивалент.

Ваше сочинение демонстрирует хорошее понимание проблемы, поставленной в исходном тексте, и верно формулирует позицию автора: превыше личных чувств – долг и честь полка. Вы привели две иллюстрации из отрывка – во-первых, командирский призыв капитана Сумскова, во-вторых, внутреннюю борьбу Николая, когда он борется со своими личными чувствами. При этом вы чётко объяснили, как обе иллюстрации связаны между собой: коллективный патриотизм сочетается с личной жертвой, позволяющей сохранить этот настрой. Ваше личное отношение хорошо обосновано с приведением аргумента из классической литературы (роман «Война и мир»), что добавляет эссе убедительности. Однако в работе обнаружены два недочёта. Первый – грамматическая ошибка в согласовании числительных: фраза "главными ориентиром" содержит несогласованность (либо нужно использовать единственное число, либо привести согласование к форме множественного числа). Второй – использование английской фразы "duty and honor cannot be compromised by", что нарушает требование единства языка в сочинении. Рекомендуется заменить её на эквивалент на русском, например: "долг и честь не могут быть поставлены под сомнение личными эмоциями". В остальном ваше сочинение построено логично, соблюдены нормы орфографии, пунктуации и речевых стандартов.