Исходный текст
(1)День был тусклый, тёплый. (2)Дороги раскисли после дождя, колёса то и дело буксовали. (3)Пашка, пока доехал до хранилища, порядком умаялся. (4)Бензохранилище — целый городок, строгий, стройный, однообразный, даже красивый в своём однообразии. (5)На площади гектара в два аккуратными рядами стоят огромные серебристо-белые цистерны — цилиндрические, квадратные. (6)Пашка подъехал к конторе, поставил машину рядом с другими и пошёл оформлять документы. (7)И тут — никто потом не мог сказать, как это случилось, почему, — низенькую контору озарил вдруг яркий свет. (8)В конторе было человек шесть шофёров, две девушки за столами и мужчина в очках (тоже сидел за столом). (9)Он и оформлял бумаги. (10)Свет вспыхнул сразу. (11)Все на мгновение ошалели. (12)Стало тихо. (13)Потом тишину эту, как бичом, хлестнул чей-то вскрик на улице: — Пожар! (14)Горели бочки на одной из машин. (15)Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко. (16)Люди бежали от машин. (17)Пашка тоже побежал вместе со всеми. (18)Только один человек (тот, который оформлял бумаги), отбежав немного, остановился. — (19)Давайте брезент! — заорал он. — (20)Куда вы?! (21)Успеем же!.. (22)Э-э! (23)Несколько человек остановились. (24)Остановился и Пашка. — (25)Сча-ас... (26)Ох и будет! — послышался сзади чей-то голос. — (27)Добра пропадёт сколько! — ответил другой. (28)Все ждали. — (29)Давайте брезент! — непонятно кому кричал мужчина, но сам не двигался с места. — (30)Уходи! — опять крикнули ему. — (31)Что тут брезентом сделаешь? (32)Брезент... (33)Пашку точно кто толкнул сзади. (34)Он побежал к горящей машине. (35)Ни о чём не думал. (36)Видел, как впереди, над машиной, огромным винтом свивается белое пламя. (37)Не помнил Пашка, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартёр, «воткнул» скорость — человеческий механизм сработал точно. (38)Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн с горючим. (39)Река была в полукилометре от хранилища! (40)Пашка правил к реке. (41)Машина летела по дороге, ревела... (42)Горящие бочки грохотали в кузове. (43)Пашка закусил до крови губу, почти лёг на штурвал... ...(44)В палате, куда попал Пашка, лежало ещё человек семь. (45)Около него сидел тот самый человек с нефтебазы, который предлагал брезентом погасить пламя. — (46)Ну, привет тебе от наших ребят?— (47)Хотели прийти сюда — не пускают. (48)Из газеты приходили, расспрашивали про тебя... (49)А мы и знать не знаем, кто ты такой. (50)Сказали, что придут сюда. (51)Он пожал Пашке руку, сказал всем «до свидания» и ушёл. (52)Тут в палату вошли старичок доктор с сёстрами и с ними молодая изящная женщина. (53)Доктор подвёл девушку к Пашке. — (54)Вот ваш герой. (55)Прошу любить. — (56)Вы будете товарищ Колокольников? — (57)Я, — ответил Пашка и попытался привстать. — (58)Я из городской молодёжной газеты. (59)Хочу поговорить с вами. (60)Для начала... такие... формальные вопросы: откуда родом, сколько лет, где учились... —(61)Я волнуюсь, — сказал Пашка (ему не хотелось говорить, что он окончил только пять классов). — (62)Мне трудно говорить. — (63)Вот уж никогда бы не думала! — воскликнула девушка. — (64)Неужели вести горящую машину легче? —(65)Видите ли... — опять напыщенно заговорил Пашка, потом вдруг поманил к себе девушку и негромко, так, чтобы другие не слышали, доверчиво спросил: — Вообще-то, в чём дело? (66)Вы только это не пишите. (67)Я что, на самом деле подвиг совершил? (68)Я боюсь, вы напишете, а мне стыдно будет перед людями. (69)«Вон, — скажут, — герой пошёл!» (70)Народ же знаете какой... (71)Или — ничего, можно? — (72)Нет, это ничего, можно. (73)Что вас заставило броситься к горящей машине? (74)Пашка мучительно задумался. — (75)Не знаю, — сказал он. (76)И виновато посмотрел на девушку. — (77)Вы сами напишите что-нибудь, вы же умеете. (78)Что-нибудь такое... — (79)Вы, очевидно, подумали, что если бочки взорвутся, то пожар распространится дальше — на цистерны. (80)Да? — (81)Конечно! (82)Девушка записала. — (83)Ещё два вопроса... (84)Вас зовут Павлом? — (85)Колокольыиков Павел Егорыч. — (86)До свиданья. (87)Поправляйтесь. (88)До свиданья, товарищи! (89)Пашка опять крепко зажмурился, но не спалось. — (90)А вы чего не спите? — спросил он пожилого больного. — (91)Так... не хочется. (92)Помолчали. — (93)Вот вы принадлежите к интеллигенции, — заговорил Пашка. — (94)Ну, допустим. — (95)Книжек, наверно, много прочитали. (96)Скажите: есть на свете счастливые люди? — (97)Есть. (98)Вот хочешь, я прочитаю тебе... «(99)С утра мы пошли с пацанами в лес. (100)В лесу было хорошо. (101)А потом мы хохотали, как Серёга Зиновьев из второго «А» петухом пел. (102)Потом мы пошли домой. (103)Мне мама маленько всыпала, чтобы я не шлялся по лесам и не рвал последние штаны. (104)А потом мы ели лапшу. (105)Папка спросил меня: «Хорошо было в лесу?» (106)Я сказал: «Ох, и хорошо!» (107)Папка засмеялся. (108)Вот и всё. (109)Больше я не знаю, чего». — (110)А для чего это вы? — спросил Пашка. — (111)Это писал счастливый человек. — (112)Так какое же тут счастье-то? — изумился Пашка. — (113)Самое обыкновенное: человек каждый день открывает для себя мир. (114)Он умеет смеяться, плакать. (115)И прощать умеет. (116)И делает это от души. (117)Это — счастье. — (118)Так он же маленький ещё! — (119)Ну, найдётся кто-нибудь и большого его научит таким же быть. — (120)Каким? — (121)Добрым. (122)Простым. (123)Честным. (124)Счастливых много... (125)Ты тоже счастливый, только... учиться тебе надо. — (126)Когда же мне учиться-то? (127)Я же работаю. — (128)Вот поэтому и надо учиться. (129)Пашка стал смотреть в потолок. (130)На душе у него было легко. — (131)3начит, будем жить, — сказал он, отвечая своим мыслям. (132)А за окнами больницы — большой ясный день. (133)Большая милая жизнь... ★Василий Макарович Шукшин (1929-1974) — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель.
Как найти подлинное счастье в повседневной жизни? Василий Макарович Шукшин в представленном фрагменте поднимает проблему истинного счастья, которое не связано с громкими подвигами, а выражается в умении ценить каждый миг жизни. Автор рассказывает историю Пашки, обычного человека, оказавшегося в экстремальной ситуации, и через его поступки и последующий разговор с окружающими показывает, что счастье – это прежде всего человеческая доброта, решимость и способность радоваться мелким, но важным моментам жизни.
В тексте позиция автора выражается в том, что истинное счастье зиждется на внутренней гармонии, искренности и способности видеть красоту даже в обыденности. Так, Пашка, мгновенно отреагировав на внезапное возгорание, демонстрирует настоящую смелость и сострадание, поступая инстинктивно ради спасения других. Этот эпизод иллюстрирует, как героизм может проявляться в каждом из нас, если сердце бьется в унисон с жизнью.
Далее, автор через философский диалог, в котором говорится: "человек каждый день открывает для себя мир, умеет смеяться, плакать и прощать", подчеркивает, что простота, доброта и умение принимать жизнь со всеми ее проявлениями являются истинными составляющими счастья. Эти два примера дополняют друг друга (логическая связь дополнения): первый показывает спонтанную реакцию в кризисе, а второй дает осмысленное объяснение тому, почему именно такие качества делают человека счастливым.
Я полностью разделяю позицию автора, ведь, по моему мнению, счастье не определяется внешним успехом, а живет в способности радоваться каждому дню, несмотря на трудности. В поддержку этого мнения можно привести пример из русской литературы: в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" князь Мышкин, обладая искренностью, добротой и умением прощать, демонстрирует, что истинная сила человека заключается в его душевной чистоте, что делает его настоящим счастливчиком.