Исходный текст
(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять? (8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода — соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой. (13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине XIX века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности»,— был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент — человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде. (24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники — их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека. (30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше. *Симон Львович Соловейчик (1930-1996) — советский и российский публицист и журналист, теоретик педагогики.
Можно ли быть по-настоящему человечным, если в нашем мире наблюдается острое противостояние разума и чувства? Симон Львович Соловейчик в своём тексте поднимает проблему ложного представления о приоритете интеллекта над чувствами. Автор обращает внимание на то, что современное общество, сосредоточенное в первую очередь на науке, технике и знании, рискует утратить глубокие нравственные основы, которые заключаются в высоком духовном благородстве. В тексте подчёркивается, что разумный человек, выполняющий свои обязанности, может быть надёжным, однако без интеграции с чувством он становится неполноценным. Приводится яркий пример: «Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. А что делать чувству возле конвейера?» Здесь автор показывает, что утилитарный ум не способен заменить эмоциональную составляющую, необходимую для полноценного взаимодействия с окружающим миром. Дополнительно приводится аналогия: «Вода — соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду», что объясняет, что лишь гармоничное сочетание разума и чувства создаёт настоящую ценность, как вода, удовлетворяющая жажду. Эти два примера, связанные аналогией, демонстрируют, что разделение на ум и чувство приводит к утрате целостности личности, а их синтез является залогом истинной интеллигенции. Лично я полностью разделяю позицию автора: образование должно быть направлено не только на развитие умственных способностей, но и на воспитание нравственности. В примере из русской литературы, герой Князь Мышкин из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», сочетающий глубокий ум и искреннюю доброту, служит ярким доказательством того, что только гармония разума и сердца способна сделать человека по-настоящему интеллигентным и благородным. Таким образом, стремление к единству интеллекта и чувства становится необходимым условием для создания полноценной, нравственной личности.