Принято считать, что литература... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту В.А. Пьецуха
ИИ-генерация

Исходный текст

1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид. (3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука? (5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать… (7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить. (9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола. (12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение. (14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир». (18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже. (По В.А. Пьецуху*) * Вячеслав Алексеевич Пьецух (род. в 1946 г.) – советский и российский писатель.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Каким образом человеческая природа обязывает творить и читать, несмотря на кажущуюся утилитарную бесполезность литературных произведений? В данном тексте В.А. Пьецух поднимает вечную проблему: почему люди, одарённые даром художественного слова, вынуждены писать, а их современники непрестанно читают книги, даже если большинство произведений обречены на забвение. Автор указывает, что писатель – это не просто ремесленник, а страдалец, одержимый «болезнью творчества», которая заставляет его непрерывно выражать свои мысли, вне зависимости от признания или популярности. С другой стороны, читатель, несмотря на бесконечные жизненные заботы, продолжает приобщаться к великому знанию, ибо печатное слово содержит в себе некую благодать, способную дать пищу для души и обрести глубокий смысл бытия. Так, автор приводит яркий пример: «писатель и этот страдалец не может не сочинять», что демонстрирует неизбежность творческого порыва, а его произведения, хоть и могут остаться не прочитанными, являются отражением внутренней потребности творца. Второй пример – утверждение о том, что «люди вот уже пять тысяч лет читают книги... чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе» – подчёркивает, что чтение является духовной необходимостью, позволяющей обрести связь с великими умами прошлых эпох. Между этими примерами прослеживается принцип взаимодополнения: с одной стороны, писатель вынужден творить из-за своей неутолимой потребности, а с другой – читатель стремится к знаниям, которые только великие произведения могут дать, что в совокупности образует непрерывный цикл духовного развития. Лично я разделяю позицию автора, ведь литература всегда была и остаётся источником жизненной мудрости и духовного обогащения. Например, в романе «Война и мир» Льва Толстого Пьер Безухов, переживая внутренний кризис, находит ответы на вопросы бытия через чтение и глубокое соприкосновение с идеями великого писателя, что подтверждает значимость литературы для формирования личности и духовного роста. Таким образом, творческая деятельность писателя и жажда знаний читателя являются неотъемлемыми элементами человеческой природы, позволяющими нам не только понимать мир, но и осмысливать себя в нём.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора исходного текста сформулирована точно и полностью.

К2
3 / 3

Позиция автора прокомментирована с опорой на два ярких примера с подробными пояснениями, а их смысловая связь также указана.

К3
2 / 2

Сформулировано собственное отношение к позиции автора и обосновано с примером-аргументом из романа «Война и мир».

К4
1 / 1

Фактических ошибок не обнаружено.

К5
2 / 2

Логика изложения последовательна, аргументация выстроена корректно, логических ошибок нет.

К6
1 / 1

Этических нарушений не выявлено.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуация соблюдена, ошибок нет.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не найдено.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, ошибок не выявлено.

Ваше сочинение демонстрирует глубокое понимание проблемы, поднятой в исходном тексте, и верное изложение позиции автора. Вы точно сформулировали, что писатель в исходном тексте предстает как страдалец, вынужденный творить по внутренней необходимости, а читатель продолжает искать в литературе духовное удовлетворение. Приведённые примеры – «писатель и этот страдалец не может не сочинять» и «люди вот уже пять тысяч лет читают книги... чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе» – детально пояснены и сопровождаются объяснением смысловой связи: неизбежность творческого порыва писателя и духовная потребность читателя создают взаимодополняющий процесс, позволяющий человеку осмысливать своё бытие. Собственное отношение автора сочинения подкреплено аргументом из романа «Война и мир», что усиливает обоснование позиции. Текст логически выстроен, выдержан в академической манере, а орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы соблюдены безупречно. Рекомендую продолжать работать в данном ключе, уделяя внимание плавности переходов между частями рассуждения для ещё большей связности изложения.