Над письменным столом висит... - сочинение ЕГЭ

21/22 баллов
По тексту Ю.В. Трифонова
ИИ-генерация

Исходный текст

(1)Над письменным столом висит фотография отца: он без шапки, седоватые волосы вьются буйно и молодо над широким лбом, а глаза чуть прищурены, улыбаются насмешливо и проницательно, всё видя, всё понимая… (2)Глаза у отца были тёмно-синие, а на фотографии они совсем чёрные, южные, очень живые. (3)Старые знакомые часто говорят матери: − Дима стал очень похож на отца. (4)Вылитый Пётр Андреевич! (5)Вадиму приятно это слышать: ему хочется быть похожим на отца. (6)А Вера Фадеевна, улыбаясь грустно и сдержанно, отвечает: − Да, много общего есть… (7)Отец погиб в начале войны, в декабре сорок первого года. (8)Это была его третья война, хотя профессия у отца была самая мирная − учитель. (9)Последние пятнадцать лет он работал директором школы. (10)И‚ когда отец вместе с другими ополченцами уезжал на фронт − это было в июле,на Белорусском вокзале, − провожать его пришло много учителейи школьной молодёжи. (11)Они стояли вокруг отца шумной, тесной толпой, говорили, перебивая друг друга, тёплые прощальные слова, а завуч, седенькая старушка в очках, даже всплакнула, и отцу пришлось утешать её. (12)Сам он был спокоен, говорил шутливо: − Я же с немцами третий раз встречаюсь. (13)Третий раз не страшно… (14)Вадиму непривычно и странно было видеть отца в тяжёлых солдатских сапогах, со скаткой шинели на плече, в пилотке. (15)Прощаясь с Вадимом, отец сказал: − Главное − крепко верить, сынок. (16)Это самое главное в жизни. (17)Крепко верить − значит наполовину победить. − (18)И, сильно, по-мужски, сжав руку Вадима, добавил вполголоса: − Мать береги! (19)Ты, брат, глава семьи теперь, опора… (20)Когда возвращались с вокзала, Вадим первый раз взял маму под руку. (21)Всю дорогу молчал. (22)Он думал о словах отца: «Ты теперь глава семьи, опора». (23)Значит, он уже не мальчик, а глава семьи, отец поручил ему беречь мать. (24)Отец и раньше, уезжая в командировку, говорил Вадиму нарочито громким и строгим голосом: «Смотри − маму береги!» (25)Сегодня он это же сказал тихо и назвал маму необычно сурово − мать… (26)Да, теперь начнётся для Вадима новая жизнь, полная забот и ответственности. (27)И Вадим раздумывал: когда же и с чего именно начинать ему эту новую жизнь? (28)А на следующей неделе «глава семьи» тайком от семьи пошёл в военкомат и попросился на фронт. (29)Ему отказали, так как у него ещё не было паспорта, никто не поверил его словам, что ему уже семнадцать лет. (30)Об этой неудачной попытке он не сказал никому. (31)Наступил сентябрь. (32)Вадим должен был бы заканчивать в этом году десятый класс. (33)Но занятий всё не было. (34)Он поступил в молодёжную пожарную команду и два месяца трудился: ночью стоял на дежурстве, тушил зажигалки, ловил ракетчиков, а днём работал вместе со всей командой на дровяном складе, на разных вокзалах, чаще всего на речном − разгружал баржи с боеприпасами. (35)Спать приходилось мало. (36)Стоя осенней ночью у чердачного окна в каком-нибудь доме на Полянке или на Коровьем валу, глядя на вспышки зениток в небе и мгновенно возникающие розовые нити трассирующих пуль, Вадим проникался новым ощущением: он был уже опорой не только семьи, но и всей своей улицы, всего района, десятков, сотен семей, невидимо спящих или бодрствующих в кромешном мраке затемнённого города. (37)Он отвечал за жизни тысяч людей, за целость их домов. (38)Позже, на фронте, это чувство ответственности ещё больше укрепилось в нём, и уже не улица, не город, а вся страна, казалось ему, стояла за его спиной, и он был её опорой и отвечал за её судьбу. (39)Вадим попал на фронт в тот великий год, когда сокрушительные удары отбрасывали врага всё дальше на запад. (40)Вадим участвовал в разгроме гитлеровцев под Корсунью и в августовском наступлении под Яссами. (41)Стремительный марш на Бухарест и потом через Трансильванские Альпы в Венгрию, битва за Будапешт и кровопролитные бои у озера Балатон, взятие Вены и освобождение Праги − вот путь, который прошёл Вадим со своим танком по Европе. (42)После победы над Германией танковый полк, в котором служил Вадим, перебросили на Дальний Восток. (43)Началась война с Японией − труднейший марш через безводную, сожжённую солнцем пустыню и Хинганские горы, бои с самурайскими бандами в Маньчжурии и, наконец, Порт-Артур. (44)На краю материка, в городе русской славы, завершила Советская Армия победоносный путь. (45)Два военных года закалили Вадима, научили его разбираться в людях, научили смелости − быть сильнее своего страха. (46)Они показали ему, на что способен он, Вадим Белов. (47)На войне он научился многому из того, что было необходимо не только для войны, но и просто для жизни. (48)На войне он увидел свой народ, узнал его стремления и характер и понял, что это его собственный характер, собственные стремления. (По Ю.В. Трифонову*) * Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) – русский советский писатель.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Как формируется личность под влиянием жизненного опыта и морального примера старших людей? В рассказе Ю.В. Трифонова поднимается проблема преемственности ценностей, ответственности и веры, которые передаются из поколения в поколение. Автор показывает, что истинная сила человека заключается не только в физических качествах, но и, прежде всего, в духовном наследии, полученном от отца. Образ отца – яркий и вдохновляющий, его фотография с живыми глазами, его последние слова «Главное – крепко верить, сынок. Мать береги!» – становятся дороговизной для молодого Вадима, который, столкнувшись с трудностями, начинает осознавать свою роль главы семьи и опоры для окружающих. В первом примере отец, прощаясь с сыном, уверенно и тепло учит его важнейшей жизненной заповеди, которая передает ценность веры и заботы о близких. Во втором примере Вадим, впервые взяв маму под руку, осознает свою новую обязанность как опора для семьи, что символизирует переход от юношеской неуверенности к зрелому чувству долга. Эти два примера связаны причинно-следственными отношениями: слова отца становятся внутренним импульсом Вадима к переменам, что приводит его к осознанию социальной ответственности, сначала за семью, затем за весь район и даже за судьбу страны. Я полностью поддерживаю позицию автора, считая, что передача жизненного опыта и моральных принципов является фундаментом для формирования сильной личности. Пример из русской литературы, который подтверждает мою точку зрения, – история князя Андрея Болконского из «Войны и мира». Как и Вадим, князь Андрей, пережив жизненные испытания, осознал долг перед Родиной и близкими, что сделало его настоящей опорой для окружающих, доказав, что вера и ответственность преображают человека и общество в целом.

Итоговая оценка

21 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора по проблеме сформулирована корректно.

К2
3 / 3

Позиция прокомментирована с опорой на два примера-иллюстрации, приведены пояснения и указана смысловая связь между ними.

К3
2 / 2

Собственное отношение четко сформулировано и обосновано примером-аргументом, соответствующим нормам.

К4
1 / 1

Фактические ошибки отсутствуют.

К5
2 / 2

Логика изложения последовательна, ошибок в построении текста не выявлено.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены.

К7
3 / 3

Орфографические ошибки отсутствуют.

К8
2 / 3

Обнаружена одна пунктуационная ошибка – отсутствует запятая после слова «доказав».

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не выявлено.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, за исключением указанной ошибки в пунктуации.

Сочинение демонстрирует хорошее понимание позиции автора исходного текста. Позиция сформулирована корректно, акцент сделан на том, что передача жизненного опыта, моральных ценностей и веры от старших является залогом формирования сильной личности. Комментарий к позиции обоснован двумя примерами из текста: в первом примере показано, как отец, прощаясь с сыном, учит его главной жизненной заповеди, а во втором – как Вадим, впервые взяв маму под руку, осознаёт свою новую ответственность. Указана и смысловая связь между ними – слова отца становятся импульсом к переменам, что приводит к осознанию более широкой социальной ответственности. Собственное отношение изложено ясно, подкреплено примером из «Войны и мира», что делает аргументацию убедительной. Речь логична и последовательна, фактических ошибок не обнаружено. Единственное замечание связано с пунктуацией: в последнем предложении требуется запятая после слова «доказав». В остальном соблюдены нормы орфографии, грамматики и речевого стиля. Рекомендуется внимательно относиться к расстановке знаков препинания при обособлении придаточных предложений, чтобы избежать подобных упущений.