Исходный текст
(1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха ничего на земле ближе, чем трава. (4)Мы привыкли, что мир – зеленый. (5)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте. (13)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (14)Трава? (15)Трава она и есть трава. (16)Ее много. (17)Она везде. (18)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (19)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (20)Не помню где, в воспоминаниях какого-то революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. (21)Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. (22)Он стал книги читать и вдруг увидел, что к книжной странице прилипло крохотное, право же, меньше булавочной головки, семечко. (23)Арестант аккуратно это семечко отделил и положил на лист бумаги. (24)Непонятное волнение охватило его. (25)Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес и что всё это поистине величайшее чудо (и в этом ещё дополнительное чудо) помещается в крохотной, едва различимой соринке. (26)Тюремный ли режим тех времен допускал подобные сантименты, по сговору ли со сторожем, но у арестанта появилась банка с землей. (27)Дрожащими руками человек опустил семечко в землю, и оно тотчас потерялось в ней. (28)Из книжки, прочитанной мною давным-давно и наполовину забытой, явствовало лишь, что семечко, найденное прилипшим к странице, в конце концов, проросло и что это очень обрадовало человека. (29)Первым делом из земли показалось нечто нежно-зеленое и собранное в комочек, в щепотку и покрытое прилизанными серебристыми ворсинками, отчего и выглядело вовсе не столько зеленым, сколько серебристым. (30)Серебристый росток подрос еще и развернулся вдруг в два самостоятельных отдельных листа. (31)Листья при этом получились не простые, а строенные, разрезанные. (32)Эти светоуловители сразу же начали действовать. (33)Настал день, когда шишчатые бутончики не выдержали внутреннего напора, лопнули, и два ослепительно-белых цветка, как два маленьких солнышка, озарили сырую тюремную камеру. (34)Кустик был красив, а вернее сказать – прекрасен. (35) Арестант, в своих изданных впоследствии воспоминаниях, утверждал, что у него в жизни ни до тюрьмы, ни в тюрьме, ни после тюрьмы не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. (36)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (37)Зеленая живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (38)А вообще-то – трава. (39)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай... (40)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых – вот одно из побочных назначений всякого растения, и в особенности травы и цветка. *Владимир Алексеевич Солоухин - (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель, публицист.
Как часто мы задумываемся о том, что именно природа, казалось бы, скромная и незаметная, является источником жизни и радости для человека? В своём тексте Владимир Алексеевич Солоухин поднимает проблему неосознанного пренебрежения элементарными дарами природы, символически изображёнными через образ травы. Он показывает, что мы начинаем ценить то, что имеем, только в тот момент, когда начинаем это терять.
Позиция автора заключается в том, что даже самая простая, на первый взгляд ничтожная, деталь окружающего мира обладает огромной значимостью для человеческой души и жизни в целом. Солоухин утверждает, что человек зачастую не замечает, как важна природа, пока не сталкивается с её утратой. Первый пример иллюстрирует наблюдение о том, что воздух мы начинаем осознавать именно тогда, когда его становится не хватать, что требует от нас умения дорожить им. Этот образ подчёркивает, что привычное и неосязаемое становится ценным лишь в момент его исчезновения.
Второй пример, приведённый в истории о тюремном арестанте, который, обнаружив семечко на странице книги, испытывает неописуемую радость от маленького чуда природы, раскрывает ту идею, что даже в самых тяжёлых условиях природа способна дарить человеку свет и надежду. Здесь семечко и его последующее превращение в прекрасный кустик символизируют возрождение души и возможность найти утешение в малейшем проявлении жизни. Логическая связь между приведёнными примерами заключается в подтверждении основной мысли автора: сначала он показывает, как мы не ценим окружающую среду до момента утраты, а затем с помощью детального образа семечка демонстрирует, какую силу и значимость может иметь даже самая малость природы.
Лично я полностью разделяю позицию Солоухина. Современный мир, с его безудержным темпом и разрушением окружающей среды, нуждается в напоминании о том, что каждое живое существо, каждая травинка несёт в себе огромную силу для духовного возрождения. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, переживая тяжелые жизненные испытания, находит утешение и внутреннюю гармонию в созерцании природы, что служит наглядным подтверждением того, что истинная ценность жизни заключается даже в самых незначительных проявлениях природы.