Исходный текст
(1)Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся по его берегу вверх или вниз. (2)Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. (3)И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю. (4)Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. (5)Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком. (6) Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе. (7) Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней. (8) С мелкоширокого плёса вода устремляется в узкую приглубь, и от этой бесшумной устремлённости кажется, будто вода мускулы сжала.(9) Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах. (10) А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки- вертунки распускают рябь на тихой воде.(11)Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй. (12) Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. (13)Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней. (14) Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашёл себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьёт и журчит. (15)Некоторые травы уже давно вышли из-под воды и теперь на струе постоянно кланяются и отвечают вместе и трепету теней, и ходу ручья. (16)А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. (17)Но это не слабость, не жалоба, не отчаяние — вода этих человеческих чувств вовсе не знает; каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и далее, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли, но всё равно добежит. (18) Пусть завал на пути, пусть! (19)Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь. (20)На пути явилась широкая низина. (21)Ручей, не жалея воды, наполнил её и побежал дальше, оставляя эту заводь жить собственной жизнью. (22) Согнулся широкий куст под напором зимних снегов и теперь опустил в ручей множество веток, как паук, и, ещё серый, насел на ручей и шевелит всеми своими длинными ножками. (23) Семена елей плывут и осин. (24) Весь проход ручья через лес — это путь длительной борьбы, и так создаётся тут время. (25) И так длится борьба, и в этой длительности успевает зародиться жизнь и моё сознание. (26) Да, не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла и вовсе бы не было жизни-времени. (27) В борьбе своей у ручья есть усилие, струи, как мускулы, скручиваются, но нет никакого сомнения в том, что рано ли, поздно ли он попадёт в океан к свободной воде, и вот это «рано ли, поздно ли» и есть самое-самое время, самая-самая жизнь. (28) Перекликаются струи, напрягаясь у сжатых берегов, выговаривают своё: «рано ли, поздно ли». (29)И так весь день и всю ночь журчит это «рано ли, поздно ли». (30) И пока не убежит последняя капля, пока не пересохнет весенний ручей, вода без устали будет твердить: «Рано ли, поздно ли мы попадём в океан». (31) По заберегам отрезана весенняя вода круглой лагункой, и в ней осталась от разлива щучка в плену. (32) А то вдруг придёшь к такому тихому месту ручья, что слышишь, как на весь-то лес урчит снегирь и зяблик шуршит старой листвой. (33) А то мощные струи, весь ручей в две струи под косым углом сходится и всей силой своей ударяет в кручь, укреплённую множеством могучих корней ели. (34) Так хорошо было, что я сел на корни и, отдыхая, слышал, как там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи. (35)Привязал меня ручей к себе, и не могу я отойти в сторону... (36) Вышел на лесную дорогу — на самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет. (37) Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых тёплых лучах солнца разлился широким плесом. (38)Половина воды отдельным ручьём пошла в сторону, другая половина — в другую. (39)Может быть, в борьбе своей за веру в своё «рано ли, поздно ли» вода разделилась: одна вода говорила, что вот этот путь раньше приведёт к цели, другая в другой стороне увидела короткий путь, и так они разошлись, и обежали большой круг, и заключили большой остров между собой, и опять вместе радостно сошлись и поняли: нет разных дорог для воды, все пути рано ли, поздно ли непременно приведут её в океан. (40)И глаз мой обласкан, и ухо всё время слышит: «рано ли, поздно ли», и аромат смолы и берёзовой почки — всё сошлось в одно, и мне стало так, что лучше и быть не могло, и некуда мне было больше стремиться. (41)Я опустился между корнями дерева, прижался к стволу, лицо повернул к теплому солнцу, и тогда пришла моя желанная минута. (42)Ручей мой пришёл в океан. * Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) — русский писатель, прозаик и публицист.
Разве жизненная борьба не даёт истинного смысла нашему существованию? Текст Михаила Михайловича Пришвина «Ручей» поднимает проблему, заключающуюся в том, что препятствия на жизненном пути не являются лишь помехой, а наоборот, делают жизнь насыщенной и осмысленной. Автор приглашает нас внимательно наблюдать за лесным ручьём, который, сталкиваясь с корнями, завалами и другими помехами, продолжает своё движение, доказывая, что именно борьба с препятствиями закаляет его сущность и придаёт жизни время и ритм.
Позиция автора заключается в убеждении, что каждое препятствие, встречающееся на пути, способствует рождению новой формы жизни, обогащая её силой и динамикой. В первом примере, когда на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и начинает бурлить, распуская пузыри, Пришвин показывает, как даже мелкие препятствия инициируют преобразования в природе. Здесь пузырьки, возникающие на пути воды, символизируют первые проявления жизненной энергии, возникающие в результате столкновения с препятствием. Во втором примере автор приводит обобщённое утверждение: «Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы сразу ушла в океан», что подчёркивает идею о том, что без борьбы движение утратило бы свою жизненность и цель. Этот пример обоснованно демонстрирует, что именно препятствия формируют течение времени и дарят возможность для обновления, как физически, так и метафорически.
Смысловая связь между этими примерами выражается в понятии причинно-следственных отношений. Первый пример детализирует конкретное столкновение воды с естественной преградой, а второй – обобщает результат этой борьбы, объясняя, что препятствия являются необходимой предпосылкой для возникновения полноты жизни. Таким образом, примеры дополняют друг друга: один показывает непосредственную реакцию природы, а другой – философское осмысление этой закономерности.
Лично я полностью поддерживаю позицию автора, поскольку вижу в ней отражение важного жизненного опыта, где трудности и препятствия не разрушают, а наоборот, закаляют характер и направляют нас к цели. Вспоминая персонажа Родиона Раскольникова из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», можно провести параллель: герой, пройдя через мучения и внутренние сомнения, на своём пути постигал истину и обрел духовное возрождение. Так же, как ручей, встречая препятствия, неизменно находит путь к океану, человек, преодолевая жизненные трудности, приходит к самопознанию и внутренней свободе. Таким образом, препятствия оказываются не преградой, а важным этапом на пути к свершениям и истинной жизни.