В клетке зоопарка токовал... - сочинение ЕГЭ

21/22 баллов
По тексту В. П. Астафьева
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)В клетке зоопарка токовал глухарь. (2)Днем.(3) Прилюдно. (4)Клетка величиной в два-три письменных стола являла собой и тюрьму, и «тайгу» одновременно. (5)Глухарь в неволе иссох до петушиного роста и веса, перо в неволе у него не обновлялось, только выпадало, и в веером раскинутом хвосте не хватало перьев, светилась дыра, шея и загривок птицы были словно в свалявшейся шерсти. (6)И только брови налились красной яростью, горели воинственно, зоревой дугою охватив глаза, то и дело затягивающиеся непроницаемой, слепой пленкой. (7)Перепутав время и место, не обращая внимания на скопище любопытных людей, пленный глухарь исполнял назначенное ему природой — песню любви. (8)Неволя не погасила в нем вешней страсти и не истребила стремления к продлению рода своего. (9)Он неторопливо, с достоинством бойца, мешковато топтался на тряпично-вялой траве меж кочек, задирал голову и, целясь клювом в небесную звезду, взывал к миру и небесам, требовал, чтоб его слышали и слушали. (10) И начавши песню с редких, отчетливых щелчков, все набирающих силу и частоту, он входил в такое страстное упоение, в такую забывчивость, что глаза его снова и снова затягивало пленкой, он замирал на месте, и горло его, раскаленное ещё, продолжало перекатывать, крошить камешки на осколки. (11)В такие мгновения птичий великан глохнет и слепнет, и хитрый человек, зная это, подкрадывается к нему и убивает его. (12) Убивает в момент весеннего пьянящего торжества, не давши закончить песню любви. (13)Глядя на невольника-глухаря, я подумал, что когда-то птицы-великаны жили и пели на свету, но люди загнали их в глушь и темень, сделали отшельниками, теперь вот и в клетку посадили. (14)Оттесняет и оттесняет человек все живое в тайге газонефтепроводами, электротрассами, нахрапистыми вертолетами, беспощадной, бездушной техникой дальше, глубже. (15)Но велика у нас страна, никак до конца не добить природу, хотя и старается человек изо всех сил, да не может свалить под корень все живое и под корень же свести не лучшую ее частицу, стало быть, себя. (16)Обзавелся вот «природой» на дому, приволок её в город — на потеху и для прихоти своей. (17)Зачем ему в тайгу, в холодную ночь, по колено, а где и по пояс в воде переть на ток. (18)Он здесь получит удовольствие, за два гривенника насмотрится на зверей, наслушается рёву, песен и стона. (19)Обойдя огромный зоопарк, я возвращался в подавленном настроении — звери в неволе были болезненно вялы, полуоблезлы, в свалявшейся шерсти и проплешинах. (20)Самые вольные и грозные звери выглядели совсем жалко. (21)Волки смотрели сквозь решетки отстраненными глазами, в которых была такая бездонная тоска, что и не выразить её человеческими словами… (22)А меня всё что-то тянуло и тянуло к клетке глухаря. (23)Он «оттоковал», сложил свой дырявый хвост, без интереса порылся в кормушке, наполненной хвоей, смесью семян, песком и какой-то скорлупой. (24)Зрители и слушатели, большей частью дети, набросали на пол клетки уличному певцу е и кедровых шишек да орешков, будто в уплату. (25) Глухарь взял в клюв орешек, подержал его и выронил, не раскусив. (26) Посмотрел на людей без осуждения или сквозь них, в пустоту, и поковылял в угол, за искусственно сделанную из коряги засидку… (27)И угадывалось, явно угадывалось — он все еще видел дальним зрением и неугасшей памятью недосягаемую тайну, разгорающееся за лесистым болотом небо, нарядных невест, шатающих меж сосен и кочек, осыпанных прошлогодней клюквой. (28)Клёкнул токовник, огляделся, вспомнил, где он, по-стариковски устало опустился на подогнувшиеся лапы, поправил что-то в крыле и задремал… *Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)- русский советский писатель, классик отечественной литературы, автор рассказов, повестей романов.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Можно ли, наблюдая за судьбой невольного глухаря, понять, что природа не умирает под гнетом человеческой жестокости, а лишь ищет возможность вновь обрести свою свободу? Рассказ Виктора Петровича Астафьева поднимает важнейшую проблему: разрушительное воздействие человеческой неволи на природу и подавление жизненной силы живых существ, лишённых возможности проявлять свою естественную сущность. Автор, мастерски описывая образ глухаря, заставляет читателя задуматься о том, какую цену платит природа за утрату своей свободы. Позиция Астафьева по этой проблеме заключается в том, что даже в неволе природа сохраняет своё внутреннее пламя, стремление к свободе и жизни, а человеческое вмешательство, основанное на эгоизме и жадности, только разрушает эту красоту. Так, в одном из примеров, когда пленный глухарь, несмотря на тесные рамки клетки, неутомимо исполняет свою песню любви, автор подчёркивает, что природа не умеет жить иначе, нежели свободной и стремящейся к самовыражению. Этот пример иллюстрирует несгибаемость природного духа даже в условиях неволи. Второй пример, когда хитрый человек, воспользовавшись моментом уязвимости глухаря во время его страстного пения, подкрадывается и убивает его, демонстрирует жестокость человеческого вмешательства, которое прерывает естественное проявление жизни. Логическая связь между этими примерами выражается в причинно-следственных отношениях: естественная потребность животного в самовыражении и свободе (причина) приводит к его уязвимости, что человек без труда использует для подавления его жизни (следствие). Лично я полностью поддерживаю позицию автора, считая, что вмешательство человека в естественный ход жизни природы – это не только жестокость, но и глубокое нарушение этических норм. Пример из русской литературы это подтверждает – в романе Льва Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, наблюдая за необъятными просторами русской природы, приходит к пониманию, что истинное счастье и гармония возможны только в свободном единении с природой. Этот образ ярко демонстрирует, что человек, пытаясь подчинить природу своим интересам, рискует уничтожить ту жизненную силу, которая делает нас людьми.

Итоговая оценка

21 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора по проблеме сформулирована верно и отражена в тексте.

К2
3 / 3

Комментирование позиции автора выполнено с опорой на два примера из исходного текста, к каждому из которых дано пояснение, а их смысловая связь раскрыта.

К3
2 / 2

Сформулировано и обосновано собственное отношение, приведён аргумент из русской литературы.

К4
1 / 1

Фактических ошибок не обнаружено.

К5
2 / 2

Речь логична, последовательная и стройная.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не выявлено.

К8
2 / 3

Обнаружена одна пунктуационная ошибка: необходимо добавить запятую в выражении "Пример из русской литературы это подтверждает", что снижает балл на один.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не обнаружено.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, стиль изложения ясен и логичен.

Ваше сочинение демонстрирует глубокое понимание проблемы, поднятой Астафьевым, и умелое использование примеров из исходного текста для анализа позиции автора. Позиция рассказчика сформулирована верно: даже в неволе природный порыв к свободе не угасает, а человеческое вмешательство, продиктованное эгоизмом, лишь разрушает эту жизненную силу. Вы привели два примера из текста – во-первых, момент, когда глухарь, несмотря на тесные рамки клетки, неутомимо исполняет свою песню любви, иллюстрирующий силу внутреннего духа животного, и, во-вторых, случай, когда охотящийся человек использует момент уязвимости птицы, подтверждая жестокость человеческого вмешательства. Вы также верно указали причинно-следственную связь: естественное стремление глухаря к самовыражению создает его уязвимость, что эксплуатируется человеком. Собственное отношение к позиции автора обосновано аргументом из классической литературы, что соответствует требованиям задания. В тексте обнаружена единственная пунктуационная неточность – пропущенная запятая в фрагменте "Пример из русской литературы это подтверждает". Рекомендуется внимательно проверять расстановку знаков препинания, особенно при использовании вводных конструкций и пояснительных оборотов. В целом, структура сочинения логична, язык грамотен, а изложение аргументов четко соответствует заданию.