Исходный текст
(1)Один из моих учеников в ответ на предложение летом прочитать роман «Обломов» ответил: «Чтобы его прочитать, надо быть Обломовым. А у меня нет столько времени». (2)Школьники мало читают. (3)Это факт. (4)Упрёки писателям настоящего: дети не в состоянии осилить текст, в котором абзацы - на полстраницы. (5)Упрёки писателям прошлого: литература XIX века описывала по большей части судьбы неудачников («лишние люди» и т.п.), практически не уделяя внимания описанию образцовой карьеры героя. {6)А нынешние дети отчего-то не любят неудачников. (7)Естественно, возникает «литературный» вопрос: что делать-то? (8)У литературы в школе статус двусмысленный. (9)Если математика и физика подходят под определение «наука», то литература из неё благополучно выпадает. (10)Если пение и рисование подходит под определение «искусство», то литературе и там делать нечего. (11)Горячие точки преподавания литературы известны. (12)Обжигают каждый день. (13)И въедливо вопрошают: надо ли изучать литературу? (14)И если надо изучать, то с какой целью? (15)А если цель понятна, то как изучать? (16)Любое обучение опирается на последовательное решение типовых задач. (17) И, следовательно, на обретение опыта решения таких задач. (18)Но в области литературы типовые задачи отсутствуют, (19)Ведь каждое произведение обладает сугубо индивидуальным контекстом, а каждый автор оригинален (хочется верить). (20)Есть мнение, что изучать литературу вообще не надо. (21)Надо просто читать. (22)Приучить читать, чтобы школьники знали тексты применительно к истории общества, говорят одни. (23)Приучить читать, чтобы человек просто становился культурнее, говорят другие. (24)Но мы и с этой задачей справляемся неважно: чтение у нас само по себе, культура (вернее, ее отсутствие) - сама по себе. (25)А главное - среднестатистический Петя Иванов читать не желает. (26)Действительно, зачем читать ученику, перед которым стоит конкретная задача сдать конкретный экзамен? (27)Ученик взмахом длани, оторванной на секунду от клавиатуры компьютера, пошлёт встревоженно готовых на все родителей за одним из вполне доступных пособий «200 лучших сочинений», коих на книжном рынке хоть пруд пруди. (28)Итак, у литературы, которую преподают в школе, нет читателя? (29)3начит, она превращается в элитарное занятие, в музейное дело, в перебирание реликтов, с которых стирают пыль. (30)Зачем школе музейное дело? (31)Вот и отодвигают его подальше, в запасники, имя которым - факультатив.
Как можно понять роль литературы в современной школе? Изучение литературного текста, как показано в исходном материале, поднимает важную проблему: каким образом образовательная система превращает литературу в предмет, утративший свою живость и актуальность для ученика.
Автор текста иронично отмечает, что школьники мало читают, а ученик, отвечая на предложение прочесть «Обломов», заявил: «Чтобы его прочитать, надо быть Обломовым. А у меня нет столько времени». Этот пример демонстрирует, что литература в школьном курсе воспринимается как нечто, требующее особых качеств и раздельного отношения, что отталкивает среднестатистического ученика. Далее в тексте указывается, что литература превращается в элитарное занятие, в музейное дело, где Петя Иванов, символ современного школьника, вовсе не проявляет интереса к глубокому чтению. Таким образом, позиция автора заключается в критике существующего подхода к изучению литературы, который превращает её в набор условных задач для экзамена, отрывая ее от реальной жизненной и культурной практики.
Приведенные примеры – ироническое высказывание ученика о необходимости быть «Обломовым» для чтения романа и факт, что среднестатистический Петя Иванов не желает читать – свидетельствуют о том, что процесс изучения литературы лишен мотивации и реальной цели. Эти примеры логически связаны посредством подтверждения: сначала показана насмешливая оценка литературного произведения, а затем иллюстрируется общая тенденция нежелания читать, что подтверждает аргумент автора о несостоятельности традиционной системы обучения литературе.
Лично я разделяю позицию автора. Литература должна быть не просто предметом для сдачи экзаменов, а источником жизненного опыта и внутреннего роста. Для подтверждения своей точки зрения можно привести пример из романа Федора Достоевского "Преступление и наказание". Судьба Раскольникова, его моральные переживания и путь к искуплению помогают читателю не только понять сложность человеческой души, но и осмыслить важные ценности, что делает литературное произведение живым и актуальным для каждого человека.