В Ленинград пришла первая... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту Э. Шима
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром. (5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов... (6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть. (9)Навстречу мне попалась женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах - такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык. (13)И неожиданно я встретил её. (14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Издали казалось, будто чистое летнее облако опустилось между домов. (16)Подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать руками. (19)Их можно было сорвать. (20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит - по-старчески посапывая. (27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, - молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они не замечали. (30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко... (33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов - сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево - уцелело. (36)Не в саду, не в парке - прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Возможно ли сохранить любовь к жизни и красоте даже после самых страшных испытаний, таких как война? В приведённом тексте автор рисует перед нами необыкновенную картину первой послевоенной весны в Ленинграде, где природа, несмотря на разрушения и страдания, вновь пробуждается к жизни. Вступление в рассказ начинается с описания перемен: дождь, капли, синие лужи и дымящийся закат создают атмосферу обновления, которая резко контрастирует с воспоминаниями о мёртвых улицах разрушенного города. Автор, вспоминая, как он возвращался в город в ходе войны, отмечает, что тогда улицы казались пустынными и лишёнными всякой жизни. Это сопоставление прошлого и настоящего задаёт основную проблему текста: как, несмотря на испытания, человек способен сохранять стремление к красоте и надежде. В основной части автор формулирует свою морально правильную позицию, что даже в самые тяжёлые моменты жизни природа способен возрождаться и дарить радость, пробуждая в человеке забытые чувства. Так, пример воспоминания о военном Лениграде подчёркивает безжизненность прошлого, а встреча с женщиной, несущей букет желтоватой черёмухи, и прикосновение к её лепесткам символизируют приход весны и возрождение чувств. Противопоставление этих двух примеров наглядно демонстрирует переход от мрака разрушения к свету обновлённой жизни. В заключении я искренне разделяю позицию автора. Ведь именно стремление к красоте даёт силы пережить самые тяжёлые испытания. В качестве аргумента можно привести одно из самых ярких произведений русской литературы – роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Герои Андрей Болконский и Наташа Ростова, несмотря на горечь утрат и жизненные невзгоды, находят в себе силы радоваться малейшим моментам счастья, что подтверждает: даже в самых тёмных временах свет красоты способен озарить душу.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора исходного текста сформулирована верно – сочинение отражает идею о способности человека сохранять любовь к жизни и стремление к красоте даже после тяжелых испытаний.

К2
3 / 3

Позиция автора прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведены два примера: воспоминание о военном Ленинграде и встреча с женщиной с букетом черёмухи, а также дана поясняющая связь между ними – переход от мрака разрушения к свету обновления.

К3
2 / 2

Собственное отношение сформулировано и обосновано с приведением примера-аргумента (ссылка на роман «Война и мир»), что соответствует требованиям.

К4
1 / 1

Фактических ошибок не обнаружено.

К5
2 / 2

Логичность речи соблюдена, структура текста ясная и последовательная.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены, отсутствуют неуместные или запрещённые высказывания.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуационных ошибок не обнаружено.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не обнаружено.

К10
3 / 3

Речевых ошибок не обнаружено.

Сочинение хорошо структурировано, в нем сформулирована позиция автора исходного текста – идея о том, что даже после самых тяжёлых испытаний, таких как война, человек способен сохранять стремление к красоте и нежить жизнь. Автор раскрывает эту позицию, используя два ярких примера: во-первых, воспоминание о военном Ленинграде с пустынными и безжизненными улицами, подчёркивающими мрачное прошлое, и, во-вторых, встречу с женщиной, несущей букет желтоватой черёмухи, символизирующей приход весны и возрождение чувств. Пояснение смысловой связи между этими примерами – переход от разрушения и утраты к обновлению и надежде – выполнено корректно. В заключительной части автор излагает своё отношение, разделяя позицию рассказчика, и приводит пример из классической литературы (роман «Война и мир» Л.Н. Толстого), обосновывая, как даже в самые тёмные времена можно найти свет и радость. С точки зрения языка, сочинение написано грамотно, орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок не обнаружено. Рекомендация для улучшения – можно ещё немного углубить анализ внутренних смысловых связей между примерами, однако в целом работа соответствует всем требованиям задания.