Исходный текст
(1)Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе — над головой ходили пронзительные сквознячки. (2)В коридоре и купе было темно: я долго лежал с открытыми глазами, угадывая в потёмках чёрный квадрат окна, за которым всё было непроницаемо, по-ночному глухо, и невозможно было понять, степь или леса шли в этой бесконечной, тайной, непостижимой, как мрак, Вселенной. (3)Потом в заоконной бездне неба вспыхнула запредельным огнём, замерцала синяя одинокая звезда. (4)Поезд по-прежнему мчался, не сбавляя набранной скорости, затерянный в тёмных осенних пространствах, без земных огней, невидимый с немыслимой высоты этой звезды, горевшей среди ледяных космических пустынь, отъединённых от Земли многомиллионными расстояниями. (5)В высокомерной своей недосягаемости звезда плыла рядом с вагоном, ярко, космато шевелила щупальцами лучей во мраке мироздания, проникая сквозь его холод, и я неотрывно смотрел на неё с чувством восторга и страха перед неразгаданностью каких-то существующих вне разума законов, которые для чего-то беспощадно уплотняли вечность в миг и миг растягивали в вечность. (6)«3начит, вечность — это жизнь, миг — это разрушение?..» (7)Представьте, мне стало страшно оттого, что все бессильно перед этими законами: жизнь, любовь, искусство, сама Землю, этот обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности… (8)И я представил нашу Землю, какой она может видеться с высоты этой равнодушной осенней звезды, маленькую, голубоватую пылинку, этот воздушный кораблик, мчащийся сквозь толщи фиолетового холода, звёздного света, сквозь метеоритные, сверкающие туманы, представил его хрупкость, его слабость, его ограниченные запасы воды и продовольствия — и ужаснулся при мысли о беспомощности его во Вселенной. (9)Если бы каждый из команды на этом кораблике осознал, что впереди смертельный риф и в столкновении с ним бесследно исчезнет, рассыплется в ничто прекрасная его плоть, состоящая из лесов, рек, океанов, дождей, закатов, зелени травы, красивейших городов, памятников, соборов, машин, книг, полотен живописцев, всё то, что создано гениями человеческой мысли и человеческими руками, если бы каждый хотя на минуту задумался о скоротечном веке Земли, люди не расшатывали бы свой корабль с борта на борт, не пробивали бы дыры в его днище дьявольскими силами расщеплённой природы, не полосовали бы ножами злобы и ненависти с одержимостью самоубийц надутые паруса. (10)Неужели никогда люди не поймут, что Земля должна быть их чистым, светлым белопарусным кораблём, путь которого, к сожалению, не бесконечен? (11)Не задумываясь об этом, люди порой утрачивают главное – смысл неповторимости жизни, и тут наступает безжалостное Земли и человека. (12)Тогда наша крошечная планета становится лишь средством для достижения современных удобств и удовольствий. (13)Да, человек не только мучает, терзает и ранит плоть Земли разрывами снарядов и многотонных бомб с той поры, как начались войны, но он превращает свой дом в мусорный ящик, в грязную свалку использованных и уже ненужных предметов, в кладбище машин, транзисторов, бутылок, консервных банок. (14) Человек душит, отравляет Землю химическими отбросами, как будто в неистовости алчного обогащения торопится убить и её и себя. (15)Ведь Земля — это живое тело со своим ритмом, дыханием, пульсом кровообращения, и естественный ток крови в ней остановить — смертельно. (16)Несомненно, люди понимают, вернее, чувствуют надвигающуюся опасность и в то же время уповают на туманное «потом», в котором может ничего и не случиться с прекраснейшим из миров. (17)Но всё имеет начала и концы. * Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский советский писатель и публицист.
Можем ли мы сохранить нашу Землю, если не осознаем её хрупкость? В представленном тексте Юрия Васильевича Бондарёва поднимается проблема безответственного отношения человека к своему единственному дому. Автор через ночной образ путешествия, где звёзды и неведомые космические просторы становятся метафорой неумолимой вселенской силы, заставляет задуматься о том, что Земля – это не бесконечный источник ресурсов, а живой организм, требующий бережного отношения.
Бондарёв выражает свою позицию, утверждая, что в бескрайних и холодных просторах Вселенной Земля предстает в виде крошечной пылинки, уязвимой и ограниченной. Он иронично, но морально правильно показывает, что если бы каждый член экипажа данного «корабля», то есть нашей планеты, осознал истинную ценность своего дома, люди перестали бы наносить разрушительные удары по окружающей среде. Первый пример иллюстрирует это: автор описывает Землю как маленькую, голубоватую пылинку, подчёркивая, насколько незначительной и хрупкой она выглядит с точки зрения космоса. Второй пример раскрывает мысль через гипотетическую ситуацию, в которой каждый человек, осознав смертельную угрозу, перестал бы разрушать природу и создавать дыры в «днещице» Земли.
Логическая связь между этими примерами выражается в причинно-следственных отношениях: яркая детализация хрупкости Земли (причина) приводит к выводу о неизбежном разрушении, вызванном безответственностью человека (следствие). Такое сопоставление усиливает моральное послание автора о необходимости беречь жизнь и природу.
Лично я полностью разделяю позицию автора. Только осознав уникальность и ограниченность ресурсов нашей планеты, мы сможем перестать губить её во имя мимолетных удовольствий. Примером подобного понимания в русской классической литературе является Пьер Безухов из романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Его внутренние метания и глубокие размышления о быстротечности жизни показывают, что истинное восприятие ценности мира помогает человеку измениться и найти путь к гармонии с окружающей действительностью. Таким образом, текст Бондарёва призывает нас к бережному отношению к Земле, осознанию её уязвимости и необходимости морального выбора в пользу сохранения природы.