Небо заволокло злыми тучами,... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту А. П. Чехова
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин. (3)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха…» (10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. (11)«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?» (15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу. (16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!» — (24)Что вам, Семён Иваныч? — (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо. — (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна… (31)«Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца… (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования…» —(37)Что там ещё? — (38)Шубку старуха принесла… сколько дать? — (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» (44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы. *Александр Павлович Чехов (1855–1913) – русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Как можно жить, если мир, созданный Богом для радости, превратился в арену бесконечных печалей и расчётов? Александр Павлович Чехов через образ хозяина городского ломбарда Поликарпа Семёновича Иудина поднимает проблему искажения изначального замысла мироздания. Автор задается вопросом: почему жизнь, задуманная как книга радости и добра, наполнена больше страданий, чем светлых моментов? Иудин с иронией рассуждает о том, что истинные беды не навеяны природой, а созданы самим человечеством, погрязшим в жадности, расчетливости и утрате моральных ценностей. В тексте Чехов демонстрирует эту позицию через яркие примеры. Первый пример – описание богатой похоронной процессии, где «идёт богатая похоронная процессия, шестерня лошадей в чёрных попонах, картонные гербы». Этот фрагмент показывает, как даже траурное событие превращается в показушное, где коммерциализация и цинизм подавляют истинное чувство скорби. Второй пример – сцена переговоров о цене на костюм похоронных принадлежностей, когда собеседники обсуждают, сколько рублей можно отдать за наряд. Здесь автор акцентирует внимание на том, что даже в моменты утраты люди руководствуются корыстными интересами, забывая о человеческом сострадании. Логическая связь между примерами выражается через сопоставление: оба примера, один детально описывающий внешнюю церемонию, а другой – внутренние расчёты, дополняют друг друга, создавая общую картину морального разложения общества. Это сопоставление демонстрирует, как идеалы, заложенные в мироздании, размываются под воздействием человеческой жадности. Лично я поддерживаю позицию автора, убеждённый, что именно человек своими поступками разрушает изначальную гармонию мира. Я вспоминаю князя Мышкина из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», который своим бескорыстным милосердием и искренней добротой контрастирует с порочным миром вокруг. Его пример наглядно подтверждает, что истинная человечность способна возродить утраченные моральные ценности и привести общество к свету.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора сформулирована ясно и верно: отмечена проблема искажения изначального замысла мироздания.

К2
3 / 3

Приведены два примера-иллюстрации с подробными пояснениями и указана смысловая связь между ними.

К3
2 / 2

Собственное отношение сформулировано и обосновано с приведением примера из классической литературы.

К4
1 / 1

Фактические ошибки отсутствуют.

К5
2 / 2

Текст построен логично, последовательность рассуждений соблюдена.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены, примеры не содержат недопустимого материала.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуационные нормы полностью соблюдены.

К9
3 / 3

Грамматические ошибки отсутствуют.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, стиль соответствует заданию.

Сочинение полностью соответствует требованиям задания. Позиция автора (рассказчика) по проблеме замысла мироздания сформулирована корректно: указано, что мир, созданный Богом для радости, искажается действиями человека. Автор привёл два ярких примера из исходного текста — описание богато устроенной похоронной процессии и сцену переговоров о цене похоронных принадлежностей. К каждому примеру дана подробная интерпретация, которая показывает, как внешняя показухность и внутренние расчёты отражают моральное разложение общества. Логическая связь между примерами чётко прослеживается, так как оба они дополняют друг друга, создавая общую картину и усиливая основную мысль текста. Собственное отношение к позиции автора сформулировано и обосновано через литературный аргумент из «Идиота» Ф.М. Достоевского, что дополняет рассуждение. С точки зрения оформления, текст не содержит орфографических, пунктуационных, грамматических или речевых ошибок, что делает сочинение образцовым. Для дальнейшего улучшения можно попробовать ещё подробнее раскрыть отдельные моменты примеров, однако в целом работа выполнена на высоком уровне.