Исходный текст
(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин. (3)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха…» (10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. (11)«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?» (15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу. (16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!» — (24)Что вам, Семён Иваныч? — (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо. — (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна… (31)«Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца… (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования…» —(37)Что там ещё? — (38)Шубку старуха принесла… сколько дать? — (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» (44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы. *Александр Павлович Чехов (1855–1913) – русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.
Как можно жить, если мир, созданный Богом для радости, превратился в арену бесконечных печалей и расчётов? Александр Павлович Чехов через образ хозяина городского ломбарда Поликарпа Семёновича Иудина поднимает проблему искажения изначального замысла мироздания. Автор задается вопросом: почему жизнь, задуманная как книга радости и добра, наполнена больше страданий, чем светлых моментов? Иудин с иронией рассуждает о том, что истинные беды не навеяны природой, а созданы самим человечеством, погрязшим в жадности, расчетливости и утрате моральных ценностей.
В тексте Чехов демонстрирует эту позицию через яркие примеры. Первый пример – описание богатой похоронной процессии, где «идёт богатая похоронная процессия, шестерня лошадей в чёрных попонах, картонные гербы». Этот фрагмент показывает, как даже траурное событие превращается в показушное, где коммерциализация и цинизм подавляют истинное чувство скорби. Второй пример – сцена переговоров о цене на костюм похоронных принадлежностей, когда собеседники обсуждают, сколько рублей можно отдать за наряд. Здесь автор акцентирует внимание на том, что даже в моменты утраты люди руководствуются корыстными интересами, забывая о человеческом сострадании.
Логическая связь между примерами выражается через сопоставление: оба примера, один детально описывающий внешнюю церемонию, а другой – внутренние расчёты, дополняют друг друга, создавая общую картину морального разложения общества. Это сопоставление демонстрирует, как идеалы, заложенные в мироздании, размываются под воздействием человеческой жадности.
Лично я поддерживаю позицию автора, убеждённый, что именно человек своими поступками разрушает изначальную гармонию мира. Я вспоминаю князя Мышкина из романа Ф.М. Достоевского «Идиот», который своим бескорыстным милосердием и искренней добротой контрастирует с порочным миром вокруг. Его пример наглядно подтверждает, что истинная человечность способна возродить утраченные моральные ценности и привести общество к свету.