Исходный текст
(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…» (3)Я побежал за водой.(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…» (5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у него нет и что врачи будут бессильны. (8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он ещё жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья. (11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив. (12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской улыбкой, и открылись глаза. – (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он. (17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза. (18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал: – (19)А что, она ещё летает? (20)Голубая стрекоза ещё кружилась. – (21)Летает, ещё как! – ответил я. (22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё. (23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает: – (25)Всё ещё летает? – (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая. – (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая глаза. (28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно. (30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза его опять закрылись. (33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме. – (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. (36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся. (38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью. *Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.
Каким образом в мрачной реальности войны природа способна даровать последние искры надежды? В рассказе М.М. Пришвина, во время Первой мировой войны, автор в роли военного корреспондента описывает судьбоносный момент, когда красота окружающего мира стала истинным спасением для умирающего мальчика.
Автор поднимает проблему духовного исцеления через красоту природы даже в условиях войны и страданий. Он показывает, что в самый критический момент жизни человек способен ощутить чудодейственную силу красоты. Так, когда больной, казалось бы, обречённый на смерть, просил "водицы, водицы, ручья…", его взгляд устремлялся на завораживающий пейзаж – ручей, освещённый вечерним солнцем, и голубую стрекозу, кружившую над заводью. Эти образы стали для него символами жизни и надежды.
Первым примером является образ голубой стрекозы, символизирующей неугасимую красоту и жизненную силу. Второй пример – отражение этой стрекозы в чистой воде, которое вновь пробуждает в мальчике веру в чудо, несмотря на приближение смерти. Причинно-следственные отношения между этими примерами очевидны: появление живого и красивого образа приводит к тому, что даже отражённая картина приобретает силы для исцеления души.
Лично я полностью разделяю позицию автора. В трудные жизненные моменты именно красота природы, как и в описанном случае, способна вернуть человеку надежду и силы для борьбы. Например, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" князь Андрей Болконский, наблюдая за величием природы перед битвой, испытывал глубокое внутреннее просветление, что позволяло ему найти силы продолжать борьбу с горечью войны. Таким образом, красота природы становится универсальным источником духовного исцеления, способным творить настоящие чудеса даже в самые трагические моменты.