Исходный текст
(1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6) Кто... (7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени... На пакость всякого станет...» (11) Пакость чаще всего творится скрытно.(12)Если бы ее «засветили», если бы видно сдела¬лось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями. (14) Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами. (15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет. (16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (17) И что же, пакостник унялся? (18) Притормозил? (19) Засовестился? (20) Тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!» (21) И силу, добавлю я, всеобщую, народную!
Как можно остановить повсеместное распространение пакости в нашем обществе? В представленном тексте поднимается проблема мелких, но разрушительных проявлений антиобщественного поведения. Автор, с иронией и серьезностью одновременно, обращает внимание на то, что пакостники, творящие мелкие шалости – от снятия шапок с чужих голов до разрушения автобусных остановок – хоть и не многочисленны, но оказывают существенное негативное влияние на общественный порядок. Он указывает на нашу склонность примиряться с такими проявлениями и, тем самым, невольно даем им простор для распространения.
Позиция автора заключается в том, что пакость, как бы не была незначительна, неизбежно наносит вред, а потому к ней необходимо применять решительные меры. Первый иллюстрированный пример – это перечень неординарных поступков: кто портит телефоны-автоматы, кто разрушает автобусные остановки просто так. Эти примеры демонстрируют, что мелкие нарушения каждый день подрывают устои общественной жизни, даже если на первый взгляд они кажутся безобидными. Второй пример – цитата Владимира Даля, который охарактеризовал пакость как скверную и дьявольскую, дополнив советом: «Всякую пакость к себе примени... На пакость всякого станет...», а затем и окончательный призыв: «Власть употребить!». Этот пример подчеркивает моральную необходимость не только осуждать пакость, но и применять силу для ее пресечения.
Связь между приведенными примерами выражается через причинно-следственные отношения: первый набор примеров показывает реальные проявления пакости в быту, а второй обосновывает, почему без решительного ответа и применения общественной власти эти мелкие проступки могут перерасти в серьезную угрозу общественным нормам. Таким образом, примеры дополняют друг друга, подтверждая, что без активного вмешательства пакость способна разъедать нравственные устои общества.
Лично я полностью разделяю позицию автора. Я считаю, что для сохранения социальной гармонии необходимо не только осознавать проблему пакости, но и действовать решительно. Примером из русской литературы, подтверждающим мое мнение, является судьба Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Его внутренний конфликт и неизбежное наказание показывают, что любое зло, каким бы мелким оно ни казалось, должно быть встречено заслуженной реакцией общества для восстановления морального равновесия.