Дождь застиг Лосева на... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту Д.А. Гранина
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. (2)Чтобы не мокнуть, Лосев зашёл на выставку. (3)До начала совещания оставалось часа полтора. (4)Не торопясь он ходил из зала в зал, отдыхал от московской суеты. (5)После мокрых весенне-холодных улиц, переполненных быстрыми столичными людьми, здесь было тихо, тепло. (6)Он шёл вдоль стен, обтянутых серой мешковиной. (7)Грубая материя выглядела в данном случае весьма неплохо. (8)Что касается картин, развешанных на этой мешковине, у Лосева они не вызывали интереса. (9)Лично он любил живопись историческую, например, как Пётр Первый спасает солдат, или Иван Грозный убивает сына, или же про Степана Разина, также батальные сцены – переход Суворова через Альпы. (10)Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. (11)Чтобы картина обогащала знаниями. (12)Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами, рисунки на бумаге, множество мелких картин в простых крашеных рамах. (13)Лосев не мог представить себе, куда они все деваются после выставки, где находились до неё и вообще какой смысл создавать их для такого временного назначения. (14)Музеи – другое дело, в художественных музеях Лосев неоднократно бывал, на подобных же выставках не приходилось. (15)И сейчас он убеждался, что вряд ли от этого он что-либо потерял. (16)Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. (17)Как будто он на что-то наткнулся. (18)Но что это было – он не понял. (19)Кругом него было пусто. (20)Он пошёл было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувствовал смутный призыв. (21)Исходило это от одной картины, чем-то она останавливала. (22)Осторожно, стараясь не утерять это чувство, Лосев подошёл к ней – перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домом на берегу. (23)Название картины «У реки», написанное на латунной дощечке, ничего не говорило. (24)Лосев попробовал получше рассмотреть подробности дома и постройки. (25)Но вблизи, когда он наклонился к картине, пространство берега со всеми деталями стало распадаться на отдельные пятна, которые оказались выпуклыми мазками масляных красок со следами волосяной кисти. (26)Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка... (27)Чем дальше он отходил, тем проступали подробнее крыша, выложенная медными листами с ярко-зелёными окислами, труба, флюгер... (28)Проверяя себя, Лосев стал возвращаться к картине, пока не толкнул девицу, которая стояла с блокнотом в руках. – (29)Картины не нюхать надо, а смотреть, – сказала она громко и сердито, не слушая его извинений. – (30)Ну конечно, смотреть, вот я и засмотрелся, – простодушно сказал он. – (31)Я плохо разбираюсь, может, вы поясните. – (32)Что именно? – сухо спросила девица. – (33)Тут написано «У реки». (34)А что за река? (35)Как её название? (36)Девица усмехнулась. – (37)Разве это имеет значение? – (38)Нет уж, вы позвольте, – поглядывая на картину и всё более беспокоясь, сказал Лосев. – (39)Очень даже имеет. (40)Мало ли рек. (41)Это же конкретно срисовано. – (42)Так не говорят: срисовано, – поучительно пояснила она. – (43)Это был большой мастер, а не ученик. (44)Для него натура являлась средством, вернее, поводом обобщить образ, – тут она стала произносить ещё какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность. – (45)Здорово вы разбираетесь. – (46)Лосев вздохнул, показывая восхищение. – (47)Всё же хорошо бы выяснить название. (48)Образ хоть и обобщённый, а местность-то можно ведь уточнить, как по-вашему? – (49)Вряд ли... (50)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке... (51)Из глубины картины к нему слабо донёсся голос матери: «Серге-ей!» (52)Счастье какое услышать снова певучий её голос. (53)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать там и толкнуть рукой. (54)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (55)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (56)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала. (57)К Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир, шелестела листва, была жива ещё мать. (58)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку. (59)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание – со всеми красками, запахами, теплотой. (По Д.А. Гранину*) * Даниил Александрович Гранин (1919– 2017) – советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, лауреат многих премий.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Может ли искусство пробудить в человеке забытые чувства и воспоминания? В представленном тексте Д.А. Гранина рассказывается о том, как Лосев, спасаясь от дождя и столичной суеты, случайно оказывается на выставке, где обычные картины уступают место особому произведению, способному вернуть его в мир детских воспоминаний. Главная проблема текста заключается в том, что истинное искусство не ограничивается эстетическим наслаждением, оно способно оживлять прошлое, дарить тепло и возвращать забытые образы и ощущения. Автор выражает позицию, согласно которой подлинное произведение искусства действует как проводник между прошлым и настоящим. Лосев, казалось бы, случайно попадая на выставку, открывает для себя, что каждая деталь картины может становиться триггером для глубоких, почти забытых воспоминаний. В первом примере, представленной в строках 21-28, картина с изображением речного пейзажа постепенно обретает форму: отдельные выпуклые мазки сливаются в плотный образ, демонстрируя, как абстрактные элементы художественного замысла способны пробудить у зрителя внутренний отклик. Этот фрагмент иллюстрирует, что даже, на первый взгляд, простые формы способны вызвать бурю эмоций и память о прошлом, если в них заключена искренняя душевная сила. Во втором примере, приведенном в строках 50-56, внимание Лосева привлекаются конкретные детали: знакомый старый дом, запахи, голос матери. Эти элементы, пробужденные из глубины картины, переносят его в мир детства, делая прошлое осязаемым и живым. Здесь автор показывает, что детальное изображение становится ключом к эмоциональному воскрешению давно утраченных ощущений. Связь между этими примерами заключается в причинно-следственных отношениях: первоначальное визуальное впечатление картины (отрывочные мазки) является причиной, по которой позже, через детальное восприятие и ассоциации, возникает яркое воспоминание о прошлом. Таким образом, Гранин подтверждает, что истинное искусство способно преобразовать обыденное зрелище в источник глубоких эмоциональных переживаний. Лично я разделяю позицию автора, ведь искусство действительно обладает уникальным даром оживлять прошлое и возвращать забытые чувства. Например, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, созерцая великолепие природы, находит в себе новую жизненную силу и осознание внутренних ценностей, что аналогично тому, как Лосев обретает тепло и радость благодаря живописному воспоминанию. Это убеждает меня в том, что искусство – неотъемлемая часть человеческой души, способная объединять времена и поколения.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора сформулирована чётко и соответствует проблеме исходного текста.

К2
3 / 3

Комментарий к позиции автора выполнен с опорой на исходный текст: приведены два примера-иллюстрации с подробными пояснениями, а также указана смысловая связь между ними.

К3
2 / 2

Собственное отношение сформулировано и обосновано с приведением аргумента, опирающегося на читательский опыт.

К4
1 / 1

Фактических ошибок в тексте не обнаружено.

К5
2 / 2

Логичность изложения соблюдена, структура сочинения выстроена корректно.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены, ничего социально неприемлемого не содержится.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуация использована правильно, ошибок не выявлено.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок в сочинении нет.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, стиль изложения грамотный и адекватный.

Ваше сочинение полностью соответствует заданию. Вы чётко сформулировали позицию автора (рассказчика) оригинального текста, уточнив, что подлинное искусство действует как проводник между прошлым и настоящим, способное пробуждать забытые чувства и воспоминания. Комментарий к позиции автора подкреплён двумя яркими примерами из исходного текста (строки 21–28 и 50–56) с подробными пояснениями, а также указана причинно-следственная связь между ними. Ваше собственное отношение к позиции автора также сформулировано и обосновано с приведением аргумента из романа Л.Н. Толстого "Война и мир", что соответствует требованию задания. Речь сочинения логична, грамотно построена и не содержит фактических, орфографических, пунктуационных, грамматических или речевых ошибок. Работа демонстрирует высокий уровень владения материалом и литературным языком, что позволяет поставить максимальный балл за выполнение задания.