Однажды я ехал в... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту С.Л Соловейчика
ИИ-генерация

Исходный текст

(1)Однажды я ехал в электричке. (2)Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. (3)Дорога предстояла длинная, книжки я не захватил, люди вокруг были чужие, я стал думать о работе. (4)И тем же тоном, каким спрашивают, например: «Вы не знаете, скоро ли мы приедем?» – я неожиданно для себя и тем более для соседки спросил её: – Простите, вы не знаете, что такое счастье? (5)Женщина с томиком Чехова в руках оказалась замечательной собеседницей. (6)Она не стала спрашивать меня, отчего я задал такой странный вопрос, не стала с ходу отвечать, она прикрыла книгу и долго молчала, посматривая в окно, – думала. (7)Наконец, когда я совсем уже решил, что она забыла о вопросе, она повернулась ко мне и сказала... (8)Вернёмся к её ответу позже. (9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом? (11)В каждой стране есть свой Главный педагог – народ и есть Главный учебник – язык. (12)Я не должен объяснять, что такое счастье, я должен смиренно спросить об этом наш язык – в нём всё есть, из него всё поймёшь, прислушиваясь к слову в сегодняшней нашей речи. (13)Народная мысль содержится не только в пословицах и поговорках, в народной мудрости, но и в распространённых, обычных фразах и оборотах речи. (14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (15)Это никогда не бывает случайным. (16)Мы говорим: «счастливая доля», «счастливый случай», «счастливая судьба», «счастье привалило», «вытянул счастливый билет». (17)Самые деятельные, всего достигшие своим трудом люди говорят: «Мне выпало счастье, мне дано счастье...» (18)Счастье – фортуна, судьба, о которой мы ничего не знаем, и если его нет, то говорят: «Такая уж у меня судьба», «Видно, мне так на роду написано». (19)Но мы не раз ещё столкнёмся с законом духовной жизни: всё, что есть в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека к миру. (20)Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. (21)Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было. (22)Предположим, человеку нет удачи ни в чём, несчастья преследуют его, и выпала ему, быть может, от рождения тяжёлая доля. (23)Не всякий сумеет победить судьбу. (24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой. (26)И если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его – счастья не будет. (27)У него нет веры в жизнь, воля его сломлена. (28)Говорят: «нашёл своё счастье», «добыл счастье», «достиг счастья» и даже «украл чужое счастье». (29)Язык требует действия: нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье, всякий человек – кузнец своего счастья. (30)Человек должен стремиться к счастью. (31)Неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья... (32)Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого. (33)Счастье – это благословенное состояние, благодать. (34)Что же, однако, сказала о счастье женщина в электричке? (35)Позже выяснилось, что она научный сотрудник, специалист в области химии белков. (36)После долгого обдумывания моего вопроса она сказала: – Я не могу дать определения счастья. (37)Вот учёный! (38)Учёный не тот, кто всё знает, а тот, кто точно знает, чего он не знает. (39)Но, может быть, так? (40)У человека есть духовные стремления: когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым. (41)Похоже на правду? (По С.Л. Соловейчику*) * Симон Львович Соловейчик (1930–1996) – публицист, педагог, философ. Главный труд его жизни – книга «Педагогика для всех», в которой он изложил принципы воспитания Свободного Человека.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Что такое счастье? Эта вечная загадка, которая занимает умы людей на протяжении многих лет, служит отправной точкой для глубоких размышлений, как это показано в тексте С.Л. Соловейчика. Автор, начинающий своё повествование в обыденной обстановке электрички, резко задаёт вопрос незнакомке, что сразу переводит мысль на уровень духовного поиска. Проблема счастья в тексте изложена через призму того, что истинное счастье не является случайным даром судьбы, а достигается через усилия человека, его стремление и активное участие во внутреннем преображении. Позиция автора заключается в том, что счастье – это состояние души, которое возникает при достижении поставленных целей, и любой человек, обладая волей и настойчивостью, способен стать кузнецом своего счастья. Это утверждение обосновывается рядом ярких примеров. Так, в одном из моментов автор пишет: "Язык требует действия: нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье, всякий человек – кузнец своего счастья." Данный фрагмент подчёркивает идею активного действия, без которого счастье невозможно достичь. Второй пример – фраза: "Если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его – счастья не будет." Здесь автор акцентирует внимание на том, что отсутствие внутренней мотивации становится непреодолимым препятствием на пути к счастью. Эти два примера связаны причинно-следственными отношениями: наличие внутреннего стремления (причина) приводит к достижению счастья (следствие), что подчёркивает важность активного участия в жизни. Лично я поддерживаю позицию автора, так как убеждён, что счастье – результат сознательных усилий и внутренней силы. Примером из русской литературы служит Пьер Безухов из романа Л.Н. Толстого "Война и мир", который, несмотря на жизненные испытания, находит путь к внутренней гармонии благодаря своему стремлению к самосовершенствованию. Таким образом, счастье – это благодать, которую каждый может обрести, став творцом собственной судьбы.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора (рассказчика) по проблеме сформулирована верно и ясно.

К2
3 / 3

Позиция автора прокомментирована с опорой на два ярких примера из исходного текста с подробными пояснениями и указанием смысловой связи (причинно-следственные отношения).

К3
2 / 2

Собственное отношение к позиции автора сформулировано и обосновано с примером-аргументом из русской литературы.

К4
1 / 1

Фактических ошибок не обнаружено.

К5
2 / 2

Речь логична, структура изложения последовательна и аргументы связаны между собой.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены, никаких недопустимых высказываний не присутствует.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуационных ошибок не обнаружено.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не обнаружено.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, текст выдержан в грамотном и академическом стиле.

Сочинение демонстрирует глубокое понимание проблемы счастья, поставленной в исходном тексте, и правильно отражает позицию автора (рассказчика). Писатель ясно сформулировал, что по мнению автора счастье – это состояние души, возникающее при достижении поставленных целей, и подкрепил свою точку зрения двумя яркими примерами из текста: во-первых, приводится фраза «Язык требует действия: нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье, всякий человек – кузнец своего счастья», которая подчёркивает активную роль личности в достижении счастья, во-вторых, фраза «Если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его – счастья не будет», демонстрирующая, что без внутренней мотивации усилия оказываются тщетными. Автор удачно показал причинно-следственную связь между внутренним стремлением и достижением счастья, что делает комментарий логичным и обоснованным. Также собственное отношение к позиции автора сформулировано и подкреплено примером из классической литературы (Пьер Безухов из «Войны и мира» Толстого), что позволяет не только обосновать свою точку зрения, но и показать личное отношение к проблеме. Речевое и языковое оформление выполнено грамотно, орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок не обнаружено. В целом, сочинение соответствует всем требованиям задания и демонстрирует высокий уровень аналитического мышления и умение оперировать примерами из заданного текста.