Исходный текст
(1)Сделавшись профессиональным детским писателем, выступая перед сотнями и тысячами детей с самых разнообразных эстрад, общаясь с ними в школах, больницах, санаториях, детских садах и библиотеках, читая им своё и чужое, Чуковский с большой точностью установил возрастные рамки восприятия литературы: тому свидетельство хотя бы книга «От двух до пяти» или статья «Литература и школа». (2)Но и в ту начальную пору, когда число детей, попадающих в поле его зрения, ограничивалось малышами, копошащимися на пляже, да собственными детьми, он вдумывался в восприятие, вглядывался в возраст, пытался прежде всего понять: что детям скучно, а что увлекает их? (3)«Скучно - нескучно» - это было для него важным критерием. (4)Критерием, конечно, не единственным. (5)Мало ли написано книг с остро закрученным сюжетом, «занимательных», но бездушных, бездарных и своей неодухотворённостью заглушающих понимание жизни? (6)Заглушающих рост души? (7)Не они ли уводят от понимания литературы? (8)Возраст - ступенька. (9)Каждой возрастной ступени должно соответствовать своё искусство. (10)Корней Иванович мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к «Евгению Онегину». (11)Что и в каком порядке должен читать растущий человек, с какой на какую он должен переходить ступеньку (сам и с помощью взрослых), чтобы, скажем, к четырнадцати, пятнадцати, шестнадцати годам онегинская строфа не затрудняла, не отпугивала, а пленяла его? (12)Что, в каком виде и в какой последовательности надлежит давать прочесть растущему человеку в детстве, чтобы защитить его от пошлости, которая всегда, во все времена, неизбежно и неистребимо лезет изо всех щелей? (13)Чем одаривать, чтобы подрастающий человек радостно поднимался по лестнице литературной культуры, без которой нет культуры душевной? (14)Конца эта лестница не имеет, но каково должно быть начало и какова последовательность шагов? (15)Корней Иванович ревновал литературу к музыке; ему представлялось, будто в музыке, в науке о музыкальном воспитании такая лестница уже возведена. (16)Путь к Бетховену проложен. (17)В поэзии же, полагал он, лестница к вершине её - Пушкину - не построена... (18)А ведь русская поэзия - одна из сверхмощных держав в поэзии мира. (19)Что же будет, если наследники не окажутся в силах принять своё наследство? (20)Опасность представлялась ему грозной.
Как правильно сформировать литературное восприятие ребёнка и направить его к высокому искусству? Этот вопрос становится особенно актуальным в современном мире, где поверхностное чтение может заглушать богатство истинного духовного опыта. В представленном тексте автор, опираясь на опыт таких выдающихся деятелей, как Чуковский и Корней Иванович, поднимает проблему возрастного соответствия литературы. Он утверждает, что каждое возрастное периоды требует своего особого подхода и подчеркивает, что литература должна не только увлекать, но и способствовать душевному росту молодого человека.
Позиция автора заключается в том, что формирование истинного литературного вкуса требует разработки чёткой, поэтапной «лестницы», по которой растущий человек постепенно переходит от лёгких, занимательных произведений к глубокому пониманию классических шедевров, таких как «Евгений Онегин». Для иллюстрации этой мысли автор приводит два ярких примера. Во-первых, опыт Чуковского, который, став профессиональным детским писателем, внимательнейшим образом анализировал, что именно вызывает интерес у детей: он устанавливал возрастные рамки восприятия литературы, опираясь на критерий «скучно – нескучно». Этот пример демонстрирует эмпирическую основу оценки произведений с точки зрения их влияния на ребенка. Во-вторых, автор приводит мечту Корнея Ивановича о создании лестницы литературного воспитания, где каждый последующий этап подводил бы растущего человека к чтению таких произведений, как «Евгений Онегин». Этот пример иллюстрирует необходимость последовательного и системного подхода для защиты молодого ума от пошлости и поверхностного восприятия.
Смысловая связь между приведенными примерами выражается через понятие дополнения: первый пример определяет критерии и показывает, насколько важно учитывать возрастные особенности, а второй пример предлагает конкретное решение для постепенного литературного развития, таким образом дополняя и развивая основную мысль автора. Лично я полностью разделяю данную позицию, считая, что грамотное литературное воспитание закладывает фундамент духовной культуры личности. В качестве аргумента приведу произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин», где путь героев — Евгения Онегина и Татьяны Лариной — демонстрирует, как постепенное обогащение внутреннего мира через чтение помогает осознать и понять тонкости жизни.