Исходный текст
(1)«Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!» (2)Я обернулась вслед мальчику, отъезжающему на руках у папы, и поискала глазами «жидкого дядю». (3)Дядя был мне знаком, он служил в одной из контор, в которой и я работала какое-то время. (4)Все в конторе ходили подавленные, со дня на день ожидая потери места работы. (4)Но дядя в уныние не впадал. (6)Он поднимал себе настроение оригинальным способом: выспрашивал всех насчёт их долгов. – (7)А ты кому должен? – спрашивал дядя. – (8)А сколько? (9)В ответ называлась, как правило, кругленькая сумма (все мы тогда жили в долг), и дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. (10)Отухавшись, переходил к следующему донору настроения, и все начиналось по-новой. (11)Я мысленно поблагодарила мальчика за точный термин, надо же, как метко высказался. (12)И не то чтобы он был каким-то особо подлым или злобным. (13)Он был жидкий, и этим всё сказано. (14)Жидкие люди принимают форму сосуда, в который их наливают. (15)На них нельзя положиться, потому что на жидкость не опереться. (16)Их слова не стоит принимать всерьёз. (17)Жидкие люди тебя обтекают, заливаются в душу, ты тонешь, захлебываешься... (18)С ними нельзя контачить – предадут, продадут, а при этом еще и обставят все так умело, что будешь стоять с раскрытым ртом, а они тебе: «А в чем, собственногря, дело?..». (19)И прошлёпают мимо. (20)И самое главное – с ними вообще нельзя, как с людьми. (21)Жидкие люди – это не люди в обычном понимании. (22)У них нет остова, у них есть только панцирь-сосуд, и внутри него плещется не поддающаяся анализу жидкость. (23)Я думаю, жидких людей много. (24)И их надо научиться распознавать. (25)Но это я теперь такая мудрая, прям как черепаха Тортилла. (26)А по молодости лет… (27)В своё время донимала меня одна дамочка, звала к себе на работу. (28)Такие высоты и глубины, в смысле перспективы, открывала, такие планы перед моим мысленным взором разворачивала! (29)А я упиралась и на работу к ней не шла, не хотела. (30)Объяснить эту антипатию я себе не могла, потому испытывала перед дамочкой какое-то чувство вины – ну ничего ведь плохого она мне не сделала, на работу вот зовёт. (31)И вот, когда давление этой стихии стало совсем уж непереносимым, я согласилась. (32)Являюсь в назначенный день. (33)Тетя проходит мимо по коридору, не здороваясь и даже голову в мою сторону не поворачивая. (34)Только углом рта шипит: «Никого принимать не будем!» (35)И гордо удаляется. (36)Все эти годы я недоумевала: и зачем моей благодетельнице все это было надо? (37)И только теперь меня осенило: жидкие люди, волна за волной, точат тех, кто кажется им субстанцией неправильной, подозрительной, пытаются растворить в себе то, что растворению сопротивляется. (38)Стал мне теперь понятным и подслушанный когда-то разговор педагога с чиновником. (39)Первый сказал о наболевшем: «Но надо же как-то помогать человеку становиться личностью...». (40)Второй ответил: «А для чего же тогда власть?». *Галина Георгиевна Туз (род. в 1958 г.) – современный эссеист, публицист, литератор.
Почему люди, на которых можно положиться, становятся жертвами поверхностных и изменчивых личностей? В эссе Галиной Георгиевны Туз поднимается проблема ненадёжности тех, кого автор именует «жидкими людьми». Текст показывает, что настоящая опора и искренность зависят не от внешнего блеска, а от внутренней субстанции личности, которой жидкие люди, лишённые устойчивого ядра, неспособны обладать.
Позиция автора заключается в том, что люди, подобные описанному дяде и аналогичным персонажам, лишены прочного внутреннего основания, они, как сосуды, изменчивы и не дают возможности опереться на их слова или обещания. Например, в одном из эпизодов дядя, служащий в конторе, поднимает себе настроение оригинальным способом – он выспрашивает у коллег сведения о долгах, от удовольствия ухая при упоминании «кругленькой суммы». Этот конкретный пример демонстрирует, как его радость зависит от поверхностных обстоятельств, что подчёркивает его нестабильную, «жидкую» натуру. Далее автор предлагает метафорическое обобщение, описывая «жидких людей» как сосуды без остова, в которых плещется неупорядоченная жидкость. Этот образ служит абстрактным определением, обобщающим личностные характеристики, упомянутые в первом примере, и подчёркивая, что такие люди непостоянны и ненадёжны.
Смысловая связь между этими примерами выражается через обобщение: конкретное поведение дяди с его поверхностным способом поднятия настроения подробно иллюстрирует сущность жидкой личности, а последующее метафорическое описание расширяет эту мысль, показывая, что подобное состояние присуще целой группе людей. Таким образом, оба примера вместе подтверждают мораль автора о том, что с жидкими людьми, лишёнными твердого внутреннего стержня, никогда не стоит строить доверительные отношения.
Лично я поддерживаю позицию автора, так как реальный опыт не раз доказывал, что изменчивые и поверхностные люди способны разрушить как личные, так и деловые отношения. Например, в романе Н.В. Гоголя "Мёртвые души" Чичиков, мастерски подстраивающий свою личность под обстоятельства ради достижения корыстных целей, является ярким примером подобной жидкости человеческого характера. Его образ подтверждает мысль о том, что истинная человечность зиждется на стойких внутренних ценностях, а не на поверхностной, изменчивой игре масок.