Исходный текст
(1)В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным. (2)Конфликт возник на охоте. (3)Они гнали зайца, бежали по окончательно раскисшему осеннему полю. (4)Заяц широко, активно прыгал – и вдруг сел, развернувшись лицом к преследователям. (5)Нечаев так и написал: лицом, не мордой. (6)Когда охотники подбежали и приподняли зайца, стало ясно, почему он не убежал: у него на каждой лапе налипло по килограмму грязи, и он не мог скакать. (7)Заяц это понял и остановился. (8)Но сидеть спиной к преследователям ещё страшнее, и он развернулся, чтобы «встретить смерть лицом к лицу». (9)Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. (10)Нечаев сдёрнул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. (11)И добавил словами, что, если Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина. (12)Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. (13)Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху. (14)Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию. (15)Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм. (16)По заданию редакции Веронике надо было побеседовать с участниками конфликта и написать статью. (17)Она начала с Зубаткина. (18)Зубаткин был похож на Кирибеевича из «Песни о купце Калашникове» – та же обаятельная наглость, лучезарная улыбка хозяина жизни. (19)Он смотрел на Веронику с таким видом, будто она сидела в его кабинете, а не он – в её. (20)Зубаткин знал, что юридические законы на его стороне, а морально-нравственные категории – это что-то весьма неопределённое и неосязаемое, как облако. (21)Нравственность у каждого своя. (22)Как почерк. – (23)Вы согласны с тем, что написал Нечаев? (24)Это так и происходило? – (25)Согласен, примерно так. – (26)Значит, Вы хотели убить зайца, который не мог от вас убежать? – (27)Охота – это охота. – (28)Охота – это охота, а не убийство. (29)Зверь и охотники должны быть на равных. – (30)Вы хотите, чтобы у зайца было ружьё? – (31)У вашего зайца не было ног. (32)Вы не имели права в него целиться. – (33)Я не понимаю: что Вы от меня хотите? – (34)Честно? (35)Чтобы Вы были другим. (36)Или чтобы Вас не было вообще. (37)Зубаткин поднялся и пошёл из кабинета. (38)Вероника некоторое время смотрела на дверь. (39)Современный человек набит информацией, нагрузками, стрессами, но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя. (40)В конце концов, можно подстрелить и зайца, когда ты с ним на равных. (41)Когда у тебя ружьё, а у него ноги и лес. (42)Зубаткина ни природа, ни самоуглублённость не интересовали. (43)Но разве Зубаткин одинок в своём циничном потребительстве? (44)Сегодня имеет значение только то, что можно на себя надеть или чем насытиться. (45)Значит, зубаткины идут по земле целыми колоннами. (46)А нечаевы ничего не могут сделать... * Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) – российский прозаик и сценарист.
Как быть справедливым в условиях, когда каждая мелочь способна перерасти в настоящий конфликт? В тексте Виктории Самойловны Токаревой поднимается проблема морального равенства и честного противостояния в жизненных ситуациях, символически представленных через охоту. Автор, описывая столкновение рабочего Нечаева с инженером Зубаткиным, показывает, что даже в самых обыденных ситуациях важно сохранять принцип встречи с судьбой «лицом к лицу».
Позиция рассказчика однозначна: настоящая охота, как и любая жизненная встреча, должна быть равноправной, честной и не превращаться в акт агрессии. Это выражается в ироничном сравнении – Нечаев пишет: «лицом, не мордой», что является призывом к честному, открытом противостоянию. В противоположность этому, действия Зубаткина, когда он, сдернув винтовку с плеча и прицелившись в упор, превращает охоту в расстрел, служат ярким примером утраты моральных ориентиров.
Эти два примера – призыв к честной схватке и агрессивное нарушение равенства – логически противопоставлены. Такое противопоставление подчеркивает, что отход от нравственных норм ведет к разрушительным последствиям и утрате истинного смысла любого соперничества. Автор с иронией и критикой показывает, что современный человек, поглощённый информационными нагрузками и материальными ценностями, часто забывает о главном – о равенстве и честности даже в конфликтных ситуациях.
Лично я поддерживаю позицию автора. Я убеждён, что в любых жизненных ситуациях необходимо сохранять принцип равенства и честного противостояния. Пример, который я бы привёл, основан на романе Л.Н. Толстого "Война и мир", где Пьер Безухов, сталкиваясь с тяжелыми испытаниями, встречает судьбу лицом к лицу, не пытаясь уйти от ответственности и сохраняя свою мораль. Такой подход, по моему мнению, является залогом не только личного достоинства, но и здоровых межличностных отношений в обществе.