Исходный текст
(1) Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2) Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3) Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4) Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте… (5) Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. (6) Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт. (7) Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8) Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9) Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10) Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11) Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12) Каково будет лицо страны? (13) Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14) Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думает о том, а как это будет выглядеть? (15) Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с протекцией в будущее. (16) Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. (17) Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах. * Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землёй, природой, культурой, наследием прошлого.
Как формируется лицо страны? Отражает ли оно лишь физическую поверхность, или же оно носит глубокий духовный отпечаток народа? Владимир Алексеевич Солоухин в своём тексте предлагает взглянуть на ландшафт страны как на картину, созданную не только материальными элементами, но и душой народного бытия. Автор показывает, что веками на территории России складывались уникальные пейзажи, где каждая деталь – от величественных церквей до скромных деревень – являлась своеобразным штрихом, вносящим непреходящую культурную и духовную ценность в образ страны.
Позиция автора заключается в том, что истинная красота ландшафта определяется внутренним миром народа. В первой части текста он приводит пример дореволюционной России, где многочисленные церкви, колокола, монастыри и мельницы формировали характерный силуэт городов и сел. Этот пример демонстрирует, как историческое наследие и духовные традиции стали основой для создания образа страны, отражая её душевное богатство. Во второй части текста автор описывает современное состояние: замусоренные леса, разъезженные дороги, заброшенные деревни – всё это свидетельствует о том, что утрата одухотворённости и духовной активности приводит к физической пустоте ландшафта. Здесь ярко выражено логическое противопоставление: богатое культурное наследие прошлого и опустошённость настоящего, что подчеркивает неразрывную связь между духовными ценностями и эстетическим обликом страны.
Я полностью поддерживаю позицию автора, так как считаю, что сохранение духовной составляющей является важнейшим условием для формирования самобытного облика нации. Пример из классической русской литературы подтверждает эту мысль: в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, размышляя о своих корнях и связи с родной землей, через внутренние переживания и осмысление исторических традиций находит свое призвание и ощущение глубокого единения с отечеством. Таким образом, одухотворённость народа неизбежно отражается в ландшафте, делая его по-настоящему живым и значимым.