Исходный текст
(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь. (2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр - совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси (!) люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён. (13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали, исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг — их главный, их основной мотив. (20)Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. (21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого! (24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26)Журналисту это следовало знать тоже. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным. (29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое - в малом, великое - в большом.
Как часто мы задумываемся о том, что движет человеком в минуты, когда на кону стоит жизнь другого? В тексте, повествующем о звоночке судьбы, прозвучавшем по телевизору в Омске, поднимается вопрос о роли совести и нравственного долга в установлении истинных человеческих ценностей. Автор показывает, что даже находясь в тёплых и уютных квартирах, люди не забывают о своей ответственности перед ближними, ведь именно совесть, высший нравственный контролёр, пробуждает в них желание помочь.
Позиция автора заключается в том, что выполнение нравственного долга является не экстраординарным поступком, а естественной нормой поведения, которая проистекает из глубинных убеждений каждого человека. Он иллюстрирует эту мысль двумя ключевыми примерами. Первый пример «Высший нравственный контролёр - совесть» подчёркивает, что именно внутренняя совесть является незаменимым ориентиром, который возбудим в моменты, когда помощь необходима. Второй пример «Нравственный долг — их главный, их основной мотив» демонстрирует, что искренняя забота о ближнем возникает не из желания продемонстрировать подвиг, а из внутреннего понимания своего долга. Логическая связь между примерами выражается понятием подтверждения: первый пример задаёт основу нравственного самоконтроля, в то время как второй подтверждает, что именно этот контроль материализуется в поступках, становясь нормой поведения.
Лично я поддерживаю позицию автора, считая, что именно воспитание чувства долга и развитие совести являются залогом гуманного общества. Пример из русской литературы, который это подтверждает, можно увидеть в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Герой Родион Раскольников, преодолевая внутренние мучения, в конце концов осознаёт, что искупление и истинное спасение возможны лишь через выполнение нравственного долга. Этот пример иллюстрирует, что, следуя совести, человек способен на великие и благородные поступки, даже если они кажутся привычными и обыденными.