Однажды на уроке биологии... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту В. Почуева
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)Однажды на уроке биологии учительница, рассказывая о селекции, обмолвилась, что во время Великой Отечественной войны работники одной из лабораторий, умирая от голода, сберегли выведенные в ходе долгих экспериментов новые сорта пшеницы. (2)Когда урок кончился, Димка Демьяненко, не без тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей, громогласно заявил: –(3)Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?! (5)И он торжествующе посмотрел на смутившуюся учительницу. (6)Наталья Евгеньевна вопросительно взглянула на Димку, не понимая: это вопрос, обращённый к ней, или реплика в никуда? –(7)Это же было во время войны! – тихо сказала она. (8)Димка надменно хмыкнул, показывая хлипкость этого аргумента перед его несокрушимой правотой. (9)Но победное самодовольство Димки задело самолюбие Вовки Нестерова, который никогда не упускал случая противопоставить свой живой ум книжному умствованию Демьяненко. –(10) А ты бы, Демьян, что сделал с этим зерном? (11)Нажарил бы блинчиков для своей родни?! (12)Димка с холодным высокомерием посмотрел на него. (13)Он умел в нужные минуты перевоплощаться в непреклонного и самоотверженного поборника справедливости, готового ради принципов пойти хоть в огонь. –(14)Я бы, Вовчик, это зерно честно раздал людям, и думаю, что это спасло бы кого-то от смерти! (15)И знаешь, смеяться тут нечему! (16)Вовка сразу посуровел, с его лица слетела улыбка, и он строго, как боец, задетый неспортивной выходкой противника, зловеще кивнул. –(17) Честно – это как? – спросил он, хищно прищурив глаза. – (18)Вот, Демьян, у тебя центнер зерна. (19)Нас тут – двадцать четыре человека. (20)Подели! (21)И чтоб честно! (22)Димка передёрнул плечами, показывая, сколь унизительно простой является эта задачка для его интеллекта. (23)Быстро произведя какие-то расчёты, он произнес: –(24)Это будет примерно по четыре килограмма... –(25)Вот как! – усмехнулся Нестеров. – (26)У меня есть брат и сестра – нам четыре килограмма. (27)А ты, Демьян, в семье один – тебе тоже четыре килограмма. (28)И это честно?! (29)Ты делишь чужое, честный ты наш! (30)Это, выходит, так: я работаю сторожем при складе с продовольствием, у меня семья голодает, я раз – и уволок пару ящиков тушёнки. (31)Другой патронами на войне торгует, чтобы семью прокормить, третий военную тайну врагу загнал... –(32)Я разве предлагал военной тайной торговать? (33)Чего ты передёргиваешь? –(34)А, вон ты как? (35)Значит, тебе брать чужое можно! (36)А другим нельзя? (37)У тебя всегда, Демьян, так: себе – чтоб хорошо, а для других – чтоб честно! (38)А ты слышал слово долг? (39)И оно… –(40)А есть ещё такое слово, как любовь к людям! (41)И эта любовь превыше всякого там долга!.. – перебил его Димка. –(42)Друг мой Демьян, не говори красиво! (43)Зачем тогда воевать против врага, на войне же людей убивают! (44)Сдаться – и всё! (45)Зачем тогда работать – это трудно, негуманно. (46)Пусть все лежат на печи и жалеют друг друга! (47)Люди, которые сберегли это зерно, как раз и думали о других, а вот если бы они это зерно по домам растащили, то стали бы предателями и воришками... (48)И нечего тут своей философией голову людям морочить. (49)Пойдёмте лучше в столовую, пока наш суп вот такие гуманисты не съели... (50)Я шёл вслед за другими и думал, что очень часто одни и те же явления могут оцениваться совершенно по-разному. (51)В чём-то правым мне казался Димка, убедительными мне казались и доводы Нестерова… (52)Но я чувствовал, что за их словами не было внутренней силы, как будто бы каждому из них захотелось порисоваться перед окружающими, они надели яркие мушкетёрские костюмы, помахали перед нами бутафорскими шпагами и сошли со сцены, довольные произведённым эффектом. (53)А мне вдруг захотелось понять: так кто же прав на самом деле? (54)Ведь не может быть, чтобы правда двоилась, чтобы она зависела от остроумия и яркости своих случайных попутчиков, которые решили поупражняться в красноречии, нисколько не заботясь о том, насколько утверждаемая ими точка зрения согласуется с голосом их сердца, с их верой. *Почуев Василий Андреевич - современный публицист.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Как можно оценить моральные поступки в условиях войны, когда на кону стоит человеческая жизнь? Данный вопрос становится особенно актуальным в тексте Василия Андреевича, современного публициста, в котором урок биологии превращается в арену обсуждения моральных ценностей. Автор поднимает проблему: насколько допустимо придерживаться формальных принципов и строгих расчётов даже в условиях, когда жизнь людей стоит под угрозой? В тексте позиция автора выражена через героев, чьи слова и поступки демонстрируют конфликт между абстрактной 'честностью' и живой гуманностью. Так, Димка Демьяненко, указывая на то, что даже элитное зерно не может быть важнее человеческой жизни, высказал саркастический вопрос: «Оно что, дороже человеческой жизни?!» Этот пример показывает, что для настоящей морали человеческая жизнь имеет первостепенную ценность, и никакие научные достижения не должны ставиться выше судьбы людей. В противоположность ему, Вовка Нестеров приводит расчёт — разделить центнер зерна между двадцатью четырьмя людьми, что иллюстрирует его попытку редуцировать мораль до простой арифметики и формальных норм. Эти два примера выражают противопоставление: один акцентирует внутреннюю, искреннюю гуманность, а другой сводит поступки к сухому расчёту, демонстрируя условность и поверхностность такого подхода. Лично я разделяю позицию автора, так как убеждён, что мораль основана на любви к людям и искреннем уважении к жизни, а не на формальных доктринах и расчетах. Я вспоминаю роман Л. Н. Толстого "Война и мир", где князь Андрей Болконский, переживая личную трагедию, осознаёт истинную ценность человеческой жизни. Его внутренние переживания и сомнения показывают, что даже в самых тяжёлых условиях истинная гуманность способна победить поверхностные расчёты и догмы. Таким образом, текст учит нас, что мораль и любовь к людям должны оставаться главными ориентирующими принципами, особенно в экстремальных жизненных ситуациях.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора сформулирована верно, проблема соотношения человеческой жизни и формальных расчётов в условиях войны отражена точно.

К2
3 / 3

Комментарий к позиции автора подкреплён двумя удачными примерами-иллюстрациями из текста с подробными пояснениями их смысловой связи.

К3
2 / 2

Собственное отношение сформулировано и обосновано с приведением примера-аргумента из классической литературы.

К4
1 / 1

Фактические ошибки отсутствуют.

К5
2 / 2

Логическая структура изложения выстроена последовательно, рассуждения логичны.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены, никаких недопустимых высказываний не обнаружено.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуация оформлена правильно, ошибок нет.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не найдено.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, стиль изложения соответствует нормам современного литературного языка.

Ваше сочинение демонстрирует глубокое понимание поставленной проблемы и грамотное изложение материала. Позиция автора (рассказчика) сформулирована ясно: в условиях войны важнее человеческая жизнь, и формальные расчёты морали теряют свою силу перед истинной гуманностью. Автор приводит два ярких примера из исходного текста – саркастический вопрос Димки «Оно что, дороже человеческой жизни?!» и расчёт Вовки Нестерова, сводящий мораль к простой арифметике. Пояснения к примерам раскрывают их суть и показывают их противопоставление: один пример подчёркивает первостепенность человеческой жизни, а другой – редукционистский подход к морали. Собственное отношение автора выражено и обосновано с помощью примера из классической литературы («Война и мир» Л. Н. Толстого), что является удачным аргументом, опирающимся на историко-культурный опыт. С точки зрения орфографии, пунктуации, грамматики и речевых норм, работа выполнена без ошибок. Рекомендация для дальнейшего улучшения – можно дополнительно углубить анализ мотивации героев, чтобы ещё ярче показать их внутреннюю борьбу, однако в целом сочинение соответствует всем требованиям задания.