Исходный текст
(1)Есть такая пословица, знакомая из русской классики: «Береги честь смолоду». (2)Я бы прибавила к ней ещё другую, практически не менее важную: создавай себе привычку смолоду, с первых дней молодости! (3)Привычку к определённой форме, определённой технологии труда! (4)Это скажется на всей жизни, это принесёт огромные плоды в старости. (5)С ужасом вижу я у части современной молодёжи лёгкое и пустое отношение к времени… (6)Часы, дни проходят у молодого, полного сил существа впустую. (7)Напоминают ему: «Надо же успеть выучить, надо к такому-то успеть сделать!» – и получают в ответ: «Пустяки, наверстаю!»… (8)Впереди много времени, вёрсты и вёрсты. (9)Успеется. (10)И время, материальное время, бежит, как пустой конвейер, на который ничего не положено. (11)День не положено, месяц не положено, год не положено – впереди ещё есть вёрсты, наверстаю. (12)Но когда пришёл последний срок «наверстать», оказывается, что молодой, энергичный человек наверстать не может. (13)Один-два раза выйдет, а вообще – не получается, не выходит, хотя есть ещё и время для этого, и силы, и здоровье. (14)Почему не получается? (15)Попробуйте спросить у хорошего скрипача, месяцами не бравшего скрипку в руки, почему не выходит у него знакомый пассаж. (16)Да потому, что не было ежедневной тренировки пальцев, не было необходимой практики. (17)Время не резинка, оно действенно. (18)Пустое время между вами и вашим делом – пропущенное – не оставляет за этот промежуток вас и ваши способности точь-в-точь такими, какими они были до промежутка. (19)Они, ваши способности, за этот промежуток притупились, деквалифицировались, назад пошли. (20)И наоборот, если б он, этот промежуток времени, заполнялся бы вами, как на конвейере, практикой, повторением, изучением, освоением определённой вещи, то ваши способности и ваши умения за этот промежуток упрочились бы, вошли в привычку. (21)Сколько теряют наши молодые люди, не заручившись привычкой думать, работать, изучать, делать с ранней молодости! (22)Но я неверно сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем. (23)Время никогда не бывает пустым. (24)Оно откладывает на своём конвейере для праздной молодёжи по кирпичику пустоты, создавая постепенно привычку к ничегонеделанью. (25)И уже эта самая привычка ничегонеделанья и мешает им впоследствии «наверстать». *Мариэтта Сергеевна Шагинян (1888–1982) – русская писательница, литературовед, философ.
Как влияет привычка дисциплинированной практики с юных лет на последующий успех в жизни? В тексте Мариэтты Сергеевны Шагинян поднимается актуальная проблема: современная молодежь зачастую не ценит время и не приобщается к регулярной работе, что приводит к утрате способностей и неудачам в будущем. Автор, дополнив известную пословицу «Береги честь смолоду» своей мыслью о необходимости создания привычки выполнять определённую технологию труда с первых дней жизни, утверждает, что постоянная практика является залогом успешного развития.
Позиция автора заключается в том, что систематичный труд и ежедневное повторение действий формируют прочную основу для достижения больших результатов в старости. В качестве иллюстрации этого убеждения, первая важная деталь текста – описание того, как молодые люди, полные сил, тратят время напрасно, уверяя себя словами «наверстаю», что приводит к неожиданному провалу в будущем. Этот пример показывает, что без регулярной практики накопленные дни превращаются в пустое время, не способное компенсировать упущенные возможности.
Вторая иллюстрация – пример с хорошим скрипачем, который месяцами не берется за инструмент и не может воспроизвести знакомый пассаж. Здесь автор наглядно демонстрирует, что отсутствие ежедневной тренировки приводит к утрате профессиональных навыков. Между этими примерами прослеживается причинно-следственная связь: отсутствие дисциплины (причина) неизбежно приводит к снижению способностей (следствие). Оба примера совместно подтверждают мысль о том, что только непрерывная, ежедневная практика позволяет сохранять и улучшать умения.
Лично я полностью разделяю позицию автора. Регулярное занятие делом с раннего возраста, по моему мнению, является фундаментом для личного и профессионального роста. В качестве подтверждения можно привести персонажа князя Андрея Болконского из романа Льва Толстого "Война и мир", который, благодаря своему постоянному стремлению к самосовершенствованию и дисциплине, достигал значимых успехов в жизни. Таким образом, текст Шагинян побуждает задуматься о том, как важно не тратить время зря, а использовать его для развития своих способностей.