Землетрясения, цунами, наводнения, извержения... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту Г. Черникова
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей. (4)Гроза. (5)Одно из величественных атмосферных явлений. (6)Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч ампер. (7)Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8)Ни один! (9)Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10)Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12)Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного. (13)Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14)Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15)Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмёшь? (16)Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность защитного прибора. (17)Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18)И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19)Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций – они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20)В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную разгильдяйством систему отопления. (25)И каждый год – одни и те же грабли. (26)Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейки, поплатишься рублем»? (27)Все знают. (28)Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29)А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Как можно объяснить тот факт, что многие природные явления становятся причиной бедствий, хотя зачастую их последствия зависят от человеческой ответственности? В представленном тексте автор поднимает проблему соотношения силы природы и контроля человека над ней. С одной стороны, есть естественные катастрофы, такие как землетрясения и извержения вулканов, которые человек не может регулировать; с другой стороны, есть явления, находящиеся под влиянием человеческой опеки. Автор текста демонстрирует, что если природа уже под контролем, то ущерб наносится не самой стихией, а халатностью людей. Позиция автора заключается в том, что при наличии простейших технических средств для защиты, негативные последствия от природных явлений могут быть сведены к нулю, а их разрушительное воздействие появляется лишь в результате человеческих ошибок. В качестве первого примера автор приводит грозу: «уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией». Этот пример иллюстрирует, что своевременное и правильное техническое обслуживание позволяет полностью исключить риск поражения молнией, что является подтверждением эффективности мер контроля над природной стихией. Второй пример — аварии систем отопления зимой, когда отказ от простой операции по сливу воды приводит к образованию льда, разрушающего коммуникации. Здесь автор показывает, что халатность в соблюдении элементарных правил может превращать безопасное технологическое решение в источник серьезных проблем. Смысловая связь между приведёнными примерами выражается через причинно-следственные отношения: в обоих случаях поступок человека (либо своевременное обслуживание, либо его отсутствие) непосредственно определяет последствия воздействия природы. Правильное действие (установка и контроль грозозащиты) предотвращает беду, а небрежность (недостаточное внимание к системе отопления) приводит к разрушению и убыткам. Лично я поддерживаю позицию автора, ведь нельзя списывать все неудачи на природу, особенно когда у нас есть возможность контролировать многие её проявления. Примером может служить образ Андрея Болконского из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Его ответственность, дисциплина и умение заранее предусмотреть возможные опасности позволяли ему и его соратникам избегать лишних потерь даже в сложных жизненных ситуациях. Таким образом, текст учит нас, что разумное отношение к окружающему миру и соблюдение простейших правил безопасности являются залогом предотвращения катастрофических последствий.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора сформулирована верно и соответствует исходному тексту.

К2
3 / 3

Приведены два примера-иллюстрации с подробными пояснениями и указана смысловая связь между ними.

К3
2 / 2

Собственное отношение сформулировано и обосновано примером из классической литературы.

К4
1 / 1

Фактических ошибок в изложении не обнаружено.

К5
2 / 2

Речь логична, аргументация последовательна и не содержит логических ошибок.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены, никаких нарушений не выявлено.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуация соблюдена корректно.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не выявлено.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, язык соответствует требованиям.

Сочинение выполнено на высоком уровне. Позиция автора исходного текста сформулирована корректно (К1): изложено, что при наличии простейших технических средств ущерб от некоторых природных явлений обусловлен халатностью людей. Комментарий к позиции автора также соответствует требованиям (К2): приведены два ярких примера – гроза с использованием системы грозозащиты и аварии систем отопления в зимний период, с подробным объяснением, как именно человеческие действия или бездействие влияют на исход ситуации. Между примерами установлена логическая связь через причинно-следственные отношения, что позволяет лучше понять основную мысль текста. Собственное отношение к позиции автора сформулировано и обосновано, подкреплено примером из классической литературы (К3), что является хорошим аргументом на основе историко-культурного опыта. Речь написана грамотно, ошибок в фактической точности (К4), логичности (К5), соблюдении этических норм (К6), орфографии (К7), пунктуации (К8), грамматике (К9) и речевых нормах (К10) не обнаружено. В целом, сочинение соответствует заданным требованиям и заслуживает максимальной оценки. Рекомендация: для дальнейшего совершенствования можно попробовать глубже раскрыть собственное мнение, но уже на данном этапе работа является образцовой.