Когда Сафонов вошёл в... - сочинение ЕГЭ

22/22 баллов
По тексту Ю. Бондарева
ИИ-генерация
март 2025 г.

Исходный текст

(1)Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей; кое-где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветви обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы. (2)С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в сырой темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей. (З)Неужели Мария Петровна?.. (4)3десь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! (5)Всегда он был её любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее... (б)Сафонов зашагал по аллее в глубину парка, а когда близко увидел маленький домик под деревьями, тусклый свет в окне, задёрнутом красной занавеской, он даже задыхался. (7)Сколько лет они не виделись! (8)3десь ли она теперь? (9)Живали? (10)Что с ней? (11)— Мария Петровна, — тихо и зовуще сказал Павел Георгиевич, — вы меня узнаёте? (12)— Входите, — сказала она тем вежливым, строгим голосом, каким, очевидно, обращалась к родителям своих учеников, когда те приходили «поговорить». (13)Она несколько секунд всматривалась в него снизу вверх, он видел её болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо, и в эту минуту, сдерживая жалость, отметил про себя, как сильно она изменилась, стала ещё более тонкой, хрупкой, только седые волосы были коротко и знакомо подстрижены. (14)— Паша Сафонов... (15)Паша? — проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо её задрожало. — (16)Садись, пожалуйста, вот сюда, к столу, Паша... (17)Ты приехал? (18)— Да, да, я сейчас, я сейчас! — обрадованно заговорил Сафонов, с неловкостью вешая плащ, шляпу на вешалку, где виднелось одинокое пальто Марии Петровны. — (19)Мария Петровна, а кто заходил к вам, кого вы встречали ещё из нашего класса? (20)Гришу Самойлова видели? (21)Артист. (22)Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? (23)Неужели не приезжал? (24)Мария Петровна не ответила, она, наклонив голову, мешала ложечкой в чашечке, и он увидел на её пальце неотмывшееся чернильное пятно, перевёл взгляд на её источенное лицо и с какой-то внезапной жалостью, с любовью увидел морщины вокруг её губ, её тонкую, слабую шею, коротко подстриженные, сплошь белые волосы, и что-то больно, тоскливо сжалось у Павла Георгиевича в груди. (25)Он подумал, что, если бы она умерла, он не знал бы этого. (26)И не знали бы другие... (27)— Мария Петровна, а интересно, кто-нибудь пишет вам? (28)— Нет, Паша, — сказала она. ...(29)Сафонов хорошо помнил, как они прощались: он как-то стыдливо снял свой роскошный плащ, который висел рядом с потёртым пальто старой учительницы, и с непроходящим ощущением вины поклонился. (30)Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. (31)Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове — о всех, с кем долгие годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма. (32)Но он не знал их адресов. (33)Потом он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо, но с ужасом и отчаянием подумал, что не знает номера её дома. (34)На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. (35)Он зашёл на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. (36)В телеграмме этой было два слова: (37)«Простите нас». ***Бондарев Юрий Васильевич (род. в 1924 г.), русский советский писатель. Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942). Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953. Автор рассказов, повестей «Юность командиров», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романов «Горячий снег», «Тишина», «Берег» и др. Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег». Один из соавторов сценария киноэпопеи «Освобождение».

Хотите сгенерировать уникальное сочинение?

Вы можете использовать исходный текст выше для генерации собственного сочинения с помощью искусственного интеллекта

Текст сочинения
Как часто мы задумываемся о том, что прошлое оставляет неизгладимый след в нашей душе? В рассказе Юрия Васильевича Бондарева «Простите нас» поднимается проблема небрежного отношения к людям, оказавшим значимое влияние на наше становление, и последствий такого равнодушия, когда время безжалостно изменяет их облик. Автор через образ Марии Петровны, бывшей учительницы, обращает внимание на то, что даже самые близкие и дорогие люди могут пострадать от нашего невнимания и забывчивости. Позиция автора заключается в том, что пренебрежение теми, кто вложил душу в наше воспитание, приводит к глубокому чувству вины, стыда и сожаления, которое преследует нас на протяжении всей жизни. Так, в одной из сцен (стр. 13) Сафонов наблюдает изменившееся, болезненно-бледное лицо Марии Петровны – пример, показывающий, как время потихоньку разрушает прежний, светлый образ, пробуждая в нем чувство утраты и ответственности за неоказанное внимание. Другой пример иллюстрируется сценой прощания, когда, сняв роскошный плащ, висящий рядом с потёртым пальто учительницы (стр. 29-30), Сафонов испытывает мучительный стыд за совершённую оплошность. Здесь причинно-следственная связь очевидна: сначала герой сталкивается с грустной реальностью изменения облика Марии Петровны, а затем это ощущение превращается в осознание вины, побуждая его к извинениям. Лично я полностью разделяю позицию Бондарева. Своим примером я могу вспомнить образ Родион Раскольникова из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», чья мучительная борьба с чувством вины и стремление к искуплению стали ярким свидетельством того, что признание прошлых ошибок и желание исправиться способны привести к духовному возрождению. Таким образом, своевременное проявление благодарности и уважения к тем, кто нас воспитал, является залогом сохранения человеческого тепла и душевного равновесия.

Итоговая оценка

22 из 22 баллов
К1
1 / 1

Позиция автора сформулирована корректно и точно отражает суть проблемы исходного текста.

К2
3 / 3

Комментарий подкреплен двумя примерами-иллюстрациями с детальными пояснениями, а также указана смысловая связь между ними.

К3
2 / 2

Собственное отношение четко сформулировано и обосновано с аргументом, взятым из классической литературы.

К4
1 / 1

Фактические ошибки отсутствуют.

К5
2 / 2

Логичность речи сохранена, ошибки отсутствуют.

К6
1 / 1

Этические нормы соблюдены, никаких нарушений не выявлено.

К7
3 / 3

Орфографических ошибок не обнаружено.

К8
3 / 3

Пунктуация использована правильно, ошибок нет.

К9
3 / 3

Грамматических ошибок не выявлено.

К10
3 / 3

Речевые нормы соблюдены, стиль изложения соответствует требованиям.

Сочинение выполнено на высоком уровне и соответствует всем требованиям задания. Позиция автора (рассказчика) сформулирована четко и ясно: пренебрежение к тем, кто вложил душу в наше воспитание, приводит к чувству вины, стыда и сожаления, которое преследует нас всю жизнь. Комментарий обоснован с опорой на исходный текст: первый пример (сцена с изменившимся, болезненно-бледным лицом Марии Петровны, стр. 13) показывает, как время разрушает прежний образ, а второй пример (сцена прощания, стр. 29-30) иллюстрирует возникновение чувства стыда, вызванного осознанием своей вины. Между примерами прослеживается логическая причинно-следственная связь: сначала герой замечает трагические изменения, а затем его охватывает чувство вины, чему подтверждением служит его поведение на прощании. Собственное отношение автора эссе полностью согласуется с позицией Бондарева и дополнено аргументом из классики литературы (образ Родиона Раскольникова из «Преступление и наказание» Достоевского), что усиливает аргументацию. Текст грамотно составлен – отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Рекомендую впредь сохранять столь же ясное и логичное изложение мыслей, а также уделять внимание точности ссылок на элементы исходного текста.