Исходный текст
(1)Это был волшебный мастер бритья и перманента, юный одесский Фигаро, по имени Лев, хотя все его звали Леонард. (2)Впервые я увидел его в самом начале Великой Отечественной войны на одном из морских береговых укреплений, куда по наряду горсовета он приезжал три раза в неделю – живой подарок краснофлотцам, весёлый праздник гигиены. (3)В кустах возле орудия поставили зеркало и столик, все сгрудились вокруг, нетерпеливо дожидаясь очереди и заранее гладя подбородки. (4)Пощёлкивая ножницами, как кастаньетами, парикмахер Леонард пел, мурлыкал, острил, гибкие его пальцы играли блестящими инструментами. (5)Дождавшись своей очереди, я сел на стул и невольно залюбовался в зеркале пальцами этого цирюльника. (6)Каждый палец его, бледный и изящный, жил, казалось, своей осмысленной, умной жизнью, подхватывая кольцо ножниц, зажимая гребёнку или выбивая трель на машинке, в весёлой шаловливости, в постоянном следовании за песенкой, сопровождавшей работу. (7)Не удержавшись, я сказал: − (8)С такими пальцами и слухом вам бы, пожалуй, на скрипке играть. (9)Он посмотрел на меня в зеркало и хитро подмигнул. − (10)Хорошая причёска − тоже небольшая соната. (11)Мы разговорились. (12)Большие чёрные его глаза стали мечтательными. (13)Он рассказывал о своём профессоре, о скрипке, о том, что, когда кончится война, он будет играть и бросит перманент. (14)Приведя в порядок всех желающих, он достал скрипку, которую неизменно привозил с собой, и краснофлотцы вновь обступили его. (15)Видимо, эти концерты после бритья стали здесь традицией. (16)Леонард играл, вторя невидимому оркестру и изредка напоминая о нём звучным голосом. (17)И казалось, что он видит себя на большой эстраде, среди волнующегося леса смычков и воинственной меди труб… (18)Вторично я встретил Леонарда в госпитале. (19)Весёлый парикмахер лежал, закрытый до подбородка одеялом, и чёрные глаза его были грустны. (20)Когда я поздоровался с ним, он кивнул и попытался пошутить. (21)Шутка не вышла. (22)В коридоре я спросил врача, что с ним. (23)Как оказалось, была тревога. (24)Все из парикмахерской кинулись в убежище, которое находилось под пятиэтажным домом. (25)Бомба упала на крышу, и дом, сложенный из хрупкого известняка, рухнул. (26)Убежище было завалено. (27)В нём была темнота и душный, набитый пылью воздух. (28)Никого не убило, но люди кинулись искать выход. (29)Закричали женщины, заплакали дети. (30)И тогда раздался звучный голос Леонарда: − (31)Тихо! (32)В чём дело? (33)Ну, маленькая тревога! (34)Больше же ничего не будет. (35)Тихо, я говорю! (36)Я у отдушины, не мешайте мне держать связь с внешним миром! (37)В убежище притихли и успокоились. (38)Леонард заговорил в отдушину, и все слышали, как он подозвал кого-то, назвал адрес дома, вызвал помощь и пожарных. (39)Один у своей отдушины, не уступая никому этого командного пункта, он распоряжался, советовал, как лучше подобраться к нему. (40)Он спрашивал, как идут раскопки, и передавал это в темноту. (41)Люди лежали спокойно и ждали. (42)Хотелось пить − Леонард сказал, что уже ведут к отдушине шланг. (43)Стало душно − Леонард обещал воздух, ибо со своего места уже слышал удары мотыг и лопат. (44)По его информации, прошло около шести часов. (45)На самом деле раскопки заняли больше суток, и помощь пришла совсем не со стороны отдушины, в которую он говорил. (46)Потому что никакой отдушины не было, как не было долгие часы ни пожарных, ни мотыг, ни лопат. (47)Всё это выдумал весёлый парикмахер Леонард, чтобы остановить панику, успокоить гибнущих людей и вселить в них надежду. (48)Когда добрались до него, он лежал в глухом углу, и его некогда лёгкие руки были прижаты тяжёлым камнем. (49)Тонкие, воздушные пальцы были необратимо травмированы. (50)А вместе с ними – мечты о скрипке. * Леонид Сергеевич Соболев (1898–1971) — советский писатель, журналист, Герой Социалистического Труда.
Как сохранить красоту и надежду в условиях войны? Исходный текст Леонида Сергеевича Соболева поднимает проблему умения человека сохранять творческий дух и человечность, несмотря на ужасы военного времени. Автор через образ Леонарда, волшебного мастера бритья и перманента, показывает, что даже в самые тяжёлые моменты жизнь способна дарить радость и утешение благодаря искусству.
Позиция автора заключается в том, что творчество и неистощимая жизненная энергия способны вдохновлять людей и помогать им справляться с трудностями. Леонард не просто выполняет свою работу – его мастерство превращается в волшебное представление, которое оживляет обыденность, дарит надежду и даже в моменты паники помогает сохранять спокойствие. В первой части текста он предстает в образе артистичного цирюльника, чьи пальцы становятся орудиями настоящей музыки, заставляющей краснофлотцев забыть о страхе войны, а во второй части – как лидер, способный остановить панику в убежище, даже если его слова оказываются выдуманными.
Первый пример иллюстрирует сцену на береговом укреплении (предложения 2-7), где Леонард радует солдат своим виртуозным владением ножницами, превращая обыденное бритьё в весёлую музыкальную сонату. Этот эпизод подчёркивает, что искусство способно дарить людям мгновения счастья даже в самых мрачных условиях. Второй пример – сцена в убежище (предложения 29-41), когда, несмотря на хаос и страх, Леонард командует и успокаивает людей, выдумывая спокойные новости. Здесь ярко прослеживается его умение использовать творческий подход для сохранения порядка и надежды.
Между этими примерами прослеживается причинно-следственная связь: сначала автор демонстрирует, как красота и артистизм способны радовать и объединять людей, а затем – как те же качества помогают контролировать панику и сохранять мораль даже в ситуации опасности. Таким образом, оба случая подтверждают, что творчество является надёжным источником внутренней силы и спасения души в тяжелые времена.
Я полностью разделяю позицию автора, поскольку убеждён, что искусство является бессмертным источником надежды и утешения. Примером из русской литературы, подтверждающим эту мысль, может служить образ Пьера Безухова из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Пьер, сталкиваясь с трагедиями и жестокостью войны, искал спасение в любви, духовных поисках и стремлении к красоте, что наглядно демонстрирует, как творческий потенциал способен возрождать человека и дарить силы даже в самых безвыходных ситуациях.